В. Последнее видение (откровение); главы 10−12

1. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРОРОКА (10:1 — 11:1)

а. Обстоятельства, в каких послано было видение (10:1−3)

Дан 10:1−3. Последнее его видение посетило Даниила на третьем году правления Кира, царя Персидского, т. е. в 536 году до Р. Х. Не малое число иудеев уже возвратилось в то время из плена на родину и приступило к восстановлению храма. (Сам Даниил оставался в Вавилоне, возможно, по причине своего весьма преклонного возраста.) Пророк говорит, что откровение, полученное им, было истинно и исполнено великой силы, т. е. он не сомневался, что потрясшие его скорбные видения непременно осуществятся.

Казалось бы, многолетние чаяния пророка исполнились: вавилонское пленение евреев завершилось, Иерусалим вновь заселяется, Но в, дни, когда посетило его последнее его видение, он, Даниил, был в великой печали (в сетовании), которая не оставляла его три недели (три седмицы дней). Примечательно, что это были Пасхальные дни, приходившиеся на начало месяца Нисана, или на апрель («первого месяца»; стих 4), но пророк воздерживался от вкусной праздничной пищи и в знак «сетования» не умащивал себя елеем, как это принято было у иудеев в праздники.

В чем же была причина этого? Скорее всего в том, что до него доходили слухи о неблагополучном положении в Израиле и в среде возвратившихся туда его сограждан (нам об этом известно из книги Ездры; в частности, Езд 3:1−2, 12−13; 4:1−5). Даниила угнетали мысли о настоящем его родины и ее будущем, которое, предчувствовал он, тоже не сулит ничего хорошего. Очевидно, сетование пророка было и горячей и вместе смиренной (стих 12) молитвой его, которая была услышана.

Птоломеи и Селевкиды в Книге Пророка Даниила (Дан 11:5−35):

Птоломеи Селевкиды
Цари «южные», Египет Цари «северные», Сирия
Даниила 11:5 Даниила 11:5
Птоломеи 1 Сотер, или Селевк I Никатор
11:6 Лагов (323−285 гг. до Р. Х.)* (312−281 гг. до Р. Х.)
Птоломеи II Филадельф Антиох I Сотер
(285−246 гг.) 11:6 (281−262 гг.) Антиох II Феос
11:7−8 Птоломей III Евергет 11:7−9 (262−246 гг.)
(246−221 гг.) Селевк II Каллиник 11:10 (246−227 гг.)
11:11−12 Птоломеи IV Филопатор 11:10−11 Селевк III Сотвр
14−15 (221−204 гг.) 13, 15−19 (227−223 гг.)
11:17 Птоломеи V Епифан Антиох III Великий
(204−181 гг.) (223−187 гг.) 11:20
11−25 Птоломеи VI Филометор 11:21−32 Селевк IV Филопатор
(181−145 гг.) (187−176 гг.) Антиох IV Епифан
(175−163 гг.)

* Здесь и далее — годы царствований.

б. Явление небесного посланника (10:4−14)

Дан 10:4−11. По истечении трех недель и еще двух-трех дней Даниил (в сопровождении, может быть, слуг или свиты, стих 7) прибыл на берег реки Тигр (сравните с 12:5), куда и явился с ответом на его молитву небесный посланник. Пророк описывает его льняную одежду, опоясанную золотым поясом (Уфаз предположительно отождествляют с золотоносным Офиром, либо с одноименной рекой в Индии), и в привычных библейских образах говорит о светозарности всего его существа. (Ангелы, обитающие в присутствии Бога, Который есть свет, и сами «одеты светом», неся на себе отблеск славы Его, который и дано было увидеть Даниилу.) Это, по всей вероятности, был Гавриил, которого Бог уже и прежде посылал к Даниилу (8:16).

Некоторые исследователи Библии склонны думать, что посланец неба, явившийся пророку, был Самим Христом в Его предвоплощении. Они основываются на сходстве описания Христа в Откр 1:13−16 с тем, что находим в Дан 10:5−6. А также на реакции Даниила и «бывших с ним» на явление ангела (10:7−8), и на том, что человек (в русском тексте муж) здесь и «Сын человеческий» в Дан 7:13 может быть одним тем же Лицом. Мнение это, однако, опровергается тем, что не мог «князь царства Персидского» (стих 13), будучи демоном (об этом ниже), сколько-нибудь долго и успешно противостоять Христу.

Можно предположить, что спутники Даниила, не воспринявшие этого видения, услышали необычайный голос явившегося, и он поверг их в страх, и они разбежались. Так или иначе, но пророк остался один на одни с посланцем небес. При виде ангела его охватила страшная слабость; в оцепенении он пал, на лице свое, и лишь прикосновение ангела вывело его из этого состояния.

Ощущение у Даниила было такое, что он поставлен был на колени (опираясь при этом о землю и руками) рукою ангела. Даниил, муж желаний (т. е. снискавший благоволение у Господа; сравните 9:23 и 10:19), обратился к нему посланец неба, стань прямо на ноги твои, ибо к тебе я послан ныне. И, трепеща, пророк встал.

в. Небесный посланник объясняет причину своего явления (10:12−14)

Дан 10:12−14. Ангел говорит Даниилу, что (Даниила 10:15 — 11:1) его смиренные молитвы о том, чтобы узнать и понять, что ожидает народ его, были Богом, услышаны, и, вот, он пришел по молитве (по словам) его, точнее, пришел бы еще раньше (с первого дня трехнедельных молитвенных сетований и поста Даниила), если бы не противодействие этому на протяжении всех трех недель князя царства Персидского. Гавриилу понадобилась помощь одного из первых князей — Михаила архангела, стоящего за еврейский народ (Иуд 1:9; Откр 12:7); его называют иногда «князем иудейским».

Он один из тех, кто возглавляет сонм Божиих ангелов, тогда как «князь персидский» — существо демоническое. И тот и другой являются ангелами-покровителями царств и народов и отстаивают (соответственно) противоположные и зачастую враждебные друг другу интересы на земле. в этой связи о делении ангельских иерархий на «начальства и власти, и силы, и господства» в Еф 1:21. Примечательно, что в роли покровителя языческого, а, значит, богоборческого народа (мидо-персов) выступает ангел сатаны, тогда как покровителем народа еврейского является сам — Архангел Михаил.

Нет сомнения, что и Гавриил тоже (как это следует из Книги Пророка Даниила и из Евангелия от Луки; Лк 1:11, 19, 26−37). Перед читающими эти строки в книге Даниила приподнимается завеса над борьбой, которая идет в небесах между ангелами Бога и ангелами сатаны; это о ней («проецируя» ее на а земную борьбу христиан против зла «мира сего») говорит апостол Павел в Еф 6:12−13 «Наша брань не против крови и плоти, но против иачальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Итак, демон-покровитель Мидо-Персидской державы всячески противился донесению до Даниила ответа на его молитву. (В земной жизии подобная «деятельность» духов-противников иудеев могла быть причиной трудных коллизий и разного рода препятствий, с которыми сталкивались они, возвратившись на родину.) В данном случае борьба между Гавриилом и «князем персидским» долго не имела перевеса ни в ту ни в другую сторону; ситуация изменилась с появлением Михаила, но какое-то время Гавриил продолжал сражаться вместе с ним (последнюю строку в стихе 13 и обратите внимание на намерение Гавриила продолжать эту борьбу и далее; стих 20).

Но вот ему удалось прорваться на землю, и он пришел к Даниилу, чтобы возвестить ему о будущих судьбах еврейского народа. Он принес ему откровение о грядущих войнах между Израилем и народами ближними и относительно дальними, которые продолжатся, пока народу Даниила не будет дан мир Князем мира, Который придет. Это последнее видение пророка содержит в себе больше «подробностей», которым суждено было сбыться, чем какое-либо из предыдущих его видений.

г. Даниил внимает ангелу, «укрепившему» его (10:15 — 11:1)

Дан 10:15−19. И снова, читаем мы, припал Даниил лицом, к земле, обессилев и онемев от самого лицезрения ангела, напоминавшего «сына человеческого» (некто в стихе 16) и от слов его (стих 15; вероятно, от «слов» о борьбе между силами ангельскими и демонскими, задержавшей ответ на его молитву). Вновь прикоснувшись к пророку, ангел укрепил его физически и душевно, и с этой минуты Даниил готов был внимать ему.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Даниила, 10 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.