Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

1 Петра 0 1 послание Петра введение

Кто написал Первое послание Петра?

Послание начинается со слов: Петр, Апостол Иисуса Христа (1:1); в 5:1 говорится, что автор — свидетель страданий Христовых. Он пишет через Силуана (Силу) из места, которое называет «Вавилоном», где вместе с ним находится и его «сын» Марк (5:12, 13). Столь же отчетливо как и это прямое свидетельство о том, что апостол Петр был автором послания, в нем часто присутствуют и аллюзии, предполагающие его знакомство с жизнью и учением Иисуса (см. ниже). Вердикт, вынесенный Ф. Чейзом, звучит следующим образом: «Ни одно послание не пронизано столь глубоко духом Иисуса» (Dictionary of the Bible, ed. J. Hastings, vol. III, p. 780).

Многие более ранние авторы ссылались на это послание и приводили цитаты из него, но в последние годы были выдвинуты пять основных доводов, которые, с точки зрения некоторых исследователей, позволяют полагать, что апостол Петр не был автором данного послания.

Во-первых, Петр описывается в Деян 4:13 как «человек некнижный и простой», тогда как стиль послания на греч. слишком хорош, чтобы принадлежать перу простого галилейского рыбака. Кроме того, цитаты взяты из Септуагинты, т. е. из греч., а не свр. версии Ветхого Завета.

Вместе с тем, стиль послания не столь уж «высокий», как его пытаются изобразить, и местами более свойствен языку простых людей. Есть основания полагать, что во времена Петра греч. язык, как и арамейский, был распространен в Галилее, и рыбак, живший в Капернауме, на одном из великих торговых путей, должен был постоянно общаться на греч. Факт, что имя его родного брата, Андрея, греческое, указывает на то, что греч. мог быть родным языком Петра с детства. Около тридцати лет работы на евангельском поприще и служения в церкви, в которой становилось все больше христиан из язычников, могли способствовать значительному улучшению его греческого, и таким образом он мог подготовиться к цитированию текстов из LXX, взяв его в качестве «авторизованного перевода». Вполне возможно, хотя и не доказано, что Сила (5:12) мог быть его секретарем (т. е. фактически составить и записать послание на основании мыслей, которыми поделился с ним Петр). Если это было так, то Сила, будучи римским гражданином (Деян 16:37) и вполне образованным, мог улучшить стиль и язык послания.

Во-вторых, на основании анализа языка 4:14−16 некоторые исследователи выдвинули предположение, что послание могло быть написано в то время, когда сам факт принадлежности к христианской церкви считался преступлением, а это, как известно, произошло спустя длительное время после смерти Петра.

Петр в гл. 2−4, однако, говорит о том, что христиане должны вести примерную жизнь, чтобы не давать повода для обвинений, которые в таком случае не будут иметь под собой никаких оснований. В книге Деян. (напр., 13:50; 1:4, 5; 16:19−24; 17:5, 13; 18:12, 13; 19:23−29) показано, что с самых ранних дней неправильное понимание, индивидуальные предрассудки и отвержение Евангелия могли бы привести к преследованию «за принадлежность к христианству». Тексты в 4:14−16 не таят в себе какого-то особого смысла или подтекста, по сравнению с аналогичными фразами в Мф 10:22 и Деян 5:41.

Действительно, то, что Петр говорит о роли государства в 2:13, 14, позволяет полагать, что он не ожидает преследований со стороны властей. Взаимоотношения между церковью и государством, описанные в послании, указывают на то, что они в принципе сохранялись такими же, как и во время написания Деян.

В-третьих, отдельные возражения возникают в связи с тем, что в данном послании содержатся мысли, которые высказываются в посланиях Павла, особенно, в его Послании к Ефесянам.

Этот аргумент может иметь вес, только если принять предположение, что два апостола рассорились и более никогда не примирились. Фундаментальные основы учения в ранней церкви были одними и теми же, и странно было бы не находить сходства в рассуждениях отдельных людей. Если принять, что Петр и Павел могли одновременно находиться в Риме (см. ниже по поводу места написания послания) как раз перед написанием послания, то, вполне естественно, могли обсуждать многие из затронутых в нем тем (см. также: Гал 1:18).

В-четвертых, согласно Гал 2:9, Петр и Павел договорились о разделе сфер деятельности и назначение 1 Пет., как считают, должно быть территорией, где провел евангелизацию Павел.

То, о чем говорится в Гал., было сделано, по крайней мере, лет за десять до того, как было написано послание, и за это время проблема разделения церквей с христианами евр. и языческого происхождения, вероятно, во многом ушла в прошлое. Из 1:12 видно, что Петр не проповедовал Евангелие своим читателям, тогда как в Деян 16:6, 7 предполагается, что Павел тоже не посещал никого из них.

Наконец, некоторые исследователи говорят, что это послание не содержит персональных упоминаний об Иисусе, чего следовало бы ожидать от человека, который хорошо знал Его.

См., однако, такие, напр., тексты, как 1:8, 13; 2:21−25; 3:14; 4:14; 5:1, 2, а также другие ссылки в последующем комментарии. Необходимо дать читателям возможность самим сделать вывод по мере того, как они будут читать это послание.

В целом ни одно из этих возражений не представляется убедительным. Большинство свидетельств — и внешних, и внутренних — по-видимому, подтверждают традиционную точку зрения о том, что автором Послания был апостол Петр.

Где и когда было написано послание?

В 5:13 автор передает приветствия из церкви в Вавилоне («избранная подобно вам церковь в Вавилоне»). Создается впечатление, что речь идет о какой-то поместной церкви в Вавилоне, однако совершенно ясно, что Петр в действительности не ведет речь о бывшей столице империи Навуходоносора. К тому времени она была уже разрушена дотла и лежала в руинах (исполнение пророчества Ис 14:23). В Откр 16:19 и 17:5 под «Вавилоном» понимается Рим, а в Кол 4:10 и Флм 24 (которые, скорее всего, были написаны в Риме) говорится, что Марк был там вместе с Павлом.

В 2Тим 4:11 указано, что Марк находится в Малой Азии, и Павел посылает за ним с тем, чтобы он вернулся, по всей вероятности, в Рим. Тот факт, что ни Павел, ни Петр в списке своих приветствий из Рима не упоминают друг друга, означает, что они не находились в одном месте во время написания своих посланий. Тем самым это подтверждает предположение о том, что Петр написал послание во время своего пребывания в Риме, о чем свидетельствуют также Тертуллиан (Against Heresies, 36) и Евсевий (Ecclesiastical History, 2.25.8; 2.15.2 и 3.1.2−3).

Учитывая сказанное выше о преследовании христиан, это, по всей вероятности, могло произойти во время правления Нерона (54−68 гг.). Поскольку Петр не упоминает о мученической смерти Павла, которая, как считают, могла иметь место в период наиболее ярых преследований в Риме в 64 г., его послание, вероятно, было написано до этой даты (см. также: 2:13). Сопоставление с другими посланиями позволяет предположить время после 60 г. Таким образом, из вышеприведенных данных можно заключить, что послание Петра могло быть написано ок. 63−64 гг.

Кому было адресовано послание?

Петр отвечает на этот вопрос в 1:1. Это римская провинция в Малой Азии (современная Турция), к северу от хребта Тавр. Трудно дать более точную географическую привязку, поскольку указанные названия могут относиться как к древним царствам, так и к современным римским провинциям, при том что границы этих областей были непостоянными. Приведенная в данной статье карта иллюстрирует точку зрения Колина Хемера (Colin Hemer, ExpT 89 [1978], p. 239−243, The Address of 1 Peter) по поводу наиболее вероятного маршрута следования посыльного, который доставил это письмо в главные церкви этой области; здесь оно могло быть переписано и направлено в другие центры, где жили христиане (см.: Кол 4:16).

Социальный статус тех, к кому было обращено послание, вероятно, был типичным для большинства церквей того времени. Там был мужья и жены (3:1, 7), рабы (2:18 — но нет упоминания о господах, как в Еф 6:5−9; Кол 3:22 — 4:1), молодежь (5:5) и пресвитеры, выполняющие пастырское служение (5:1−4). Среди членов церкви были зажиточные и обеспеченные женщины (3:3). Описание жизни верующих до их обращения (4:3, 4) позволяет полагать, что некоторые из них могли быть членами местных языческих гильдий, ремесленнических союзов. Павел обращается к своим читателям, как к «пришельцам» (1:1; ср.: 1:17; 2:11), что позволило Эллиоту (Н. Elliott, A Home for Homeless, SCM, 1982) высказать предположение о том, что они были иммигрантами, «неместными». Но это факт не является бесспорным, а потому эти слова можно расценивать как образный речевой оборот, как описание их христианского образа жизни, который выделял их из окружающего языческого общества. Это созвучно и языку Ветхого Завета, языку Давида и Соломона, которые рассматривали свою земную жизнь в свете вечности (см.: Пс 38:13 и 1Пар 29:15).

Среди читателей послания были христиане из иудеев и из язычников. Мы знаем из Деян 2:9, что на празднике Пасхи в Иерусалиме присутствовали евреи из Малой Азии, и среди них обращенные в веру в то время могли принести с собой Благую весть по возвращении домой. Обращенные в Писидии Антиохийской и Иконии пришли из синагоги (Деян 13:43; 14:1), и Лука особо подчеркивает тот факт, что церковь была сформирована и из евреев, и из язычников.

Таким образом, послание Петра обращено к смешанному по составу собранию верующих (1:24, 25; 2:6−8, 22−24; 3:10−12; 4:18; 5:5) и в нем приводятся аллюзии, которые могли быть понятными и значимыми для евр. читателей (напр., в 1:11, «рассеянным» [греч. diaspora] — описательный термин, обозначающий евр. сообщество за пределами Израиля; см. также: 2:4−10 и 3:20). Другие его комментарии скорее относятся к христианам из язычников (напр., 1:18 — «от суетной жизни, преданной вам от отцов»; 2:10 — «некогда не народ, а ныне народ Божий»; 4:3 — «вы в прошедшее время поступали во воле языческой»).

Независимо от того, кем были его читатели христианами из евреев или из язычников, Петр горячо стремится убедить их, что ныне они «новый Израиль». В христианской церкви они стали наследниками всех обетовании, которые Бог дал Своему народу в Ветхом Завете (см.: 1:11; 2:5, 9, 10).

Можно ли считать послание единым целым?

Тот, кто высказывает точку зрения о составном характере послания, опираются на три основных довода.

1. Некоторые исследователи считают, что тексты 1:1 и 5:12−14 были добавлены позднее, после написания послания. В MS свидетельств этого нет, а есть ссылка в 5:1.

2. Существует точка зрения о том, что послание первоначально завершалось текстом 4:11, а все остальное было добавлено позднее. Они подкрепляют свое предположение ссылкой на то, что будущие испытания еще не предвидятся в 3:17, но уже налицо в 4:12. Однако в 1:6 говорится о той же ситуации, что и в 4:12. Представляется более вероятным, что Петр размышлял как об опыте церкви, представляющей собой единый организм, так и об отдельных членах церкви. Маловероятно, что текст 3:17 относится индивидуально к каждому читателю. Все церкви могли испытать гонения в ближайшем будущем, так что и всех их членов могут ожидать разного рода испытания (1Кор 12:26), но лишь некоторым из них предназначено пострадать при каждой волне преследований. Славословие в 4:11 не обязательно должно быть завершающим в послании. Можно привести пример: Рим 11:33−36; 15:33 и Еф 3:20, 21, где автор был настолько переполнен чувствами, вызванными передачей истины, что захотел выразить это в соответствующих благодарениях и хвале.

3. Некоторые исследователи рассматривают послание как литургию, написанную по случаю крещения; как собрание проповедей, наставлений для новообращенных или как фрагменты ранних гимнов. Петр мог с этой целью цитировать разнообразные источники (или они могли цитировать его!), но нет оснований отвергать его собственное утверждение в 5:12.

Послание воспринимается читателями как единое целое, призванное воодушевить христиан, особенно новичков в вере, и явить им истину и реальность благодати Божьей, в которой они могут твердо и уверенно стоять.

С какой целью было написано послание?

Из сказанного выше видно, что существуют разные точки зрения по поводу цели послания. Более подробно это рассматривается в ряде комментариев к 1 Пет. В рамках данного комментария мы считаем достаточным остановиться на словах Петра, сказанных им в 5:12.

Петр видит, что христиан подстерегает опасность серьезных испытаний (1:6), и призывает их осознать это во всей полноте (4:12). В свете этого, он преследует две цели в своем послании: ободрить их и засвидетельствовать им истинную благодать Божью (5:12); он убеждает своих читателей твердо стоять в этой истине. Эти две цели тесно переплетаются между собой — Петр обращается к ним со словами ободрения, раскрывая при этом действие Божественной благодати во Христе, явленное и свершенное через Его Дух. Некоторые из этих воодушевляющих наставлений можно выразить в следующем перечне:

- Раскрывается замысел Божий о них (1:3−9).

- Деятельность пророков и стремление ангелов понять этот чудный план Божий (1:10−12).

- Цена нашего искупления (1:18−21).

- Непреложность обетовании Божьих (1:22−25).

- Привилегия принадлежности к народу Божьему (2:4−10).

- Пример Иисуса (2:22−25).

- Что Иисус сделал для нас (3:18−22).

- Гарантия, которую мы имеем в нашем Творце, и Его верность Своим обетованиям (4:17−19).

- Уверенность в непреложной победе Божьей в конце времен, которую Он разделит с нами (5:10, 11; ср.: 1:7).

Подобного рода ободрения и заверения в благодати Божьей формируют неколебимое основание, на котором зиждется христианская вера, способная противостоять всему, что может принести двадцать первый век после рождества Христова.

Похоже ли это послание на другие произведения Нового Завета?

Автор послания хорошо знает Ветхий Завет и с готовностью приводит надлежащие цитаты, особенно, из Исайи и Псалмов (см. коммент. к 1:18−20, 24, 25; 2:6−8; 2:6−8, 22 и дал.; 3:10−12; 4:17, 18). Хотя Петр не ссылается прямо на Евангелия, он часто использует слова и выражения, которые напоминают нам о событиях и учениях, которые рассматриваются в них.

Отмечаются также сходства с речами Петра в Деяниях, напр.: Деян 2:23 -1Пет 1:20; Деян 2:31−1Пет 1:11; Деян 2:34, 35 -1Пет 3:22; Деян 4:11 -1Пет 2:7; Деян 4:12−1Пет 3:21; Деян 10:34−1Пет 1:17; Деян 10:39 -1Пет 2:24. Это главные места, где мысли взаимно перекрываются, и детальное изучение этих отрывков показывает много общих слов и речевых оборотов в них.

Петр также использует много ключевых слов, которые встречаются в Рим. и в Евр. Это может свидетельствовать о том, что авторы всех трех посланий «жили в одной духовной атмосфере». В то время, когда Петр писал, определенные слова и выражения, вероятно, стали своеобразными клише, свойственными языку духовного опыта. В 1 Пет. наблюдается также сходство тем, которые рассматриваются в Ефес. и Иак. Это интересное наблюдение, и о нем будет более подробно сказано далее в комментарии, но строить на этом какие-то гипотезы, неразумно.

Что включает в себя богословие этого послания?

Петр написал свое послание, как мы видели, с практическими целями, и, несомненно, было бы неверно искать в нем глубокое богословское содержание. В его цели не входило рассмотрение богословских вопросов (как у Павла, в Рим. или Кол.), но как пастор он основывал свои нравственные наставления на знании характера Бога.

Таким образом, библейские учения, которые встречаются в послании, относятся к тем, которых лежат в основе принципов христианской жизни.

Учение о Боге

В 1:1, 2 Петр касается практического аспекта взаимоотношений между тремя Личностями Божества. Бог — Властелин всего сущего, и, следовательно, Ему можно довериться (4:19). Он — свят, и потому мы тоже должны стремиться к святости (1:15, 16). Он — Отец, и потому Его дети должны жить так, чтобы быть достойными носить Его имя (1:17), а тот факт, что Он искупил Свой народ, составляет фундамент нашей веры (1:18−21).

Учение о Христе

Христос безгрешен, преисполнен смирения и готовности страдать бесконечно. Он являет для нас пример для подражания (2:21−24). Он умер и восстал к жизни, потому и мы должны умереть для греха и жить Его животворящей силой (2:24; 4:1). Его свершения описываются в свете искупления (1:18, 19), примирения и заместительной жертвы за грех (3:18), это Ему было предназначено от создания мира по Божьей любви Отца (1:20, 21). Он также составляет фундамент Божьей Церкви, на котором зиждется вера и надежда ее членов, а также вдохновенное стремление к святости и любви (2:16; 1:21, 22).

Учение о Святом Духе

Святой Дух рассматривается как посредник при освящении (1:2), автор Священного Писания (1:11), вдохновитель христианского служения (1:12) и утешитель христиан в годину испытаний (4:14).

Учение о Священном Писании

Авторитет Священного Писания удостоверяется характером ссылок Петра на Ветхий Завет в поддержку своего учения (напр.: 1:24, 25; 2:6−8; 3:10−12; 4:18). Этот источник виден в водительстве и вдохновении его авторов Святым Духом (1:11; ср.: 2Пет 1:21), и этот непреложный Его атрибут подчеркивается цитатой из Ис 40:6−8 (1:23−25). Священное Писание также описывается как семя, которое возрождает человека по мере того, как он слушает и откликается на проповедь Благой вести (ср.: 1:23 с 1:25), и как путь духовного роста христианина (если опираться на перевод в 2:2 как «словесное молоко»).

Учение о Церкви

Петр придавал огромное значение корпоративной природе народа Божьего: отдельные верующие после нового рождения (2:2−5; ср.: 1:22, 23) вступали в сообщество. Бог созидает Свою Церковь на Христовом основании (2:4−8), и она является наследницей всех благословенных обетовании Израилю (2:9, 10). В этом состоит двусторонняя функция Церкви: поклоняться Богу и свидетельствовать о Нем людям (2:5, 9). Уже во времена Петра в церкви было служение старейшин, пресвитеров, которое рассматривалось как ответственная и священная служба (5:1−4), но при этом поощрялось развитие и использование индивидуальных духовных даров каждым членом церкви (4:10, 11).

Учение о последних днях земной истории

Петр пишет как человек, взор которого прикован к великим откровениям последних дней, и он использует греч. корень apocalyp — («откровение») для описания Второго пришествия Христа. Тем самым он напоминает своим читателям, что невидимый Христос никогда не отдалялся от них, и указывает им на славу, к которой они приобщатся с пришествием Христа. Их спасение реализуется в полной мере, и они войдут в полное наследие (1:5). Их испытанная вера получит надлежащую награду (1:7; 4:13), а благодать Христова раскроется во всей своей полноте (1:13). Они приобщатся к славе Христа (5:1) и получат надлежащее воздаяние за свою верную службу (5:4). Ожидание пришествия Христа представляет собой наиболее убедительный аргумент для жизни, исполненной святости и верного служения (4:7−11, 17, 18).

Что Петр говорит своим читателям?

Первыми читателями его послания были христиане, которые стояли перед серьезной опасностью. Под действием вновь обретенной веры они разорвали узы, связывавшие их со своими нехристианскими родственниками и соседями, и теперь, столкнувшись со страданиями, могли отойти от веры. Вероятно, они ожидали не этого, когда впервые услышали Благую весть, — и с таким опытом сталкивается каждое поколение христиан.

Петр с пониманием относится к этому и воодушевляет их, укрепляя в вере. Он говорит, что Отец, Сын и Святой Дух действуют совместно, возрождая людей к новой жизни (1:3−5; 2:2; 4:1−6), в которой прошлое прощено (2:24; 3:18), настоящее находится под защитой (1:5), потребности каждого удовлетворяются (4:2), а будущее обеспечено непреложными гарантиями (1:4, 7). Это практическая модель жизни (1:13−16) в ее повседневных реалиях и взаимоотношениях (2:16; 3:1, 7). Он вселяет уверенность в последователей Иисуса и воодушевляет их, поддерживая в настоящем (4:1−4) и в уповании на грядущий мир вечной славы, для которого Иисус ныне готовит нас (5:10).

Таким образом, отвечая на вопрос о страданиях, Петр показывает, что они составляют часть пути к совершенной вере. Это серьезная проверка нашего отношения к Христу (1:7); это наше единение с собратьями-христианами (5:9); и все это будет явлено в день суда (4:16−19). Хотя верующие лишь пришельцы и «рассеянные» в этом мире (1:1), они часть странствующего народа Божьего (2:5, 9), который держит свой путь к дому Отца (1:4). Они ожидают явления Самого Христа (1:7; 2:12; 5:4). Эти истины должны и сегодня побуждать христиан жить во имя славы Божьей, как это воспринимали и первые читатели Петра.

Петр пишет как человек, в чьем сердце не погас огонь, зажженный Господом «при море Тивериадском» (ср.: 6 Ин 21:1; 15−19 с 1Пет 1:8). В этом послании живо переданы личные воспоминания, сохранившиеся у ученика Иисуса Христа.

Дополнительная литература

Clowney Е. P. The Message of Peter, BST(IVP, 1988).

Marshall I. H. 1Peter, IVPNTC (IVP, 1991).

Grudem W. 1Peter, TNTC (IVP/UK/Eerdmans, 1988).

Davids P. H. The First Epistle of Peter, NICNT (Eerdmans, 1990).

Kelly J. N. D. The Epistle of Peter and Jude, BNTC (A. and С Black, 1969).

Michaels J. R. / Peter, WBC (Word, 1988).

Cran field С E. B. 1 and 2 Peter and Jude, TBC(SCM, 1960).

Green E. M. B. 2Peter and Jude, TNTC (IVP/UK/Eerdmans, 1968).

Bauckman R. Jude and 2 Peter, WBC (Word, 1983).

Содержание

1:1, 2 Автор приветствует своих читателей

1:3−9 В Божественном замысле о спасении удовлетворяются все потребности человека

1:10−12 Как мы узнали весть о своем спасении

1:13 — 5:7 Что означает весть о нашем спасении в повседневной жизни

1:13−21 Жить, уподобляясь Иисусу

1:22−25 Любить других христиан

2:1−3 Стремиться к духовному возрастанию

2:2−10 Принадлежать народу Божьему

2:11 — 3:12 Являть собой образ Христадля других

3:13 — 4:6 Жить для Христа перед лицом противостояния

4:7−11 Служить друг другу

4:12−19 Страдать во имя Христа

5:1−4 Осуществлять руководство

5:5−7 Быть верными последователями

5:8−11 Такое спасение вызывает противостояние, но вера гарантирует победу

5:12−14 Персональные приветствия

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на 1 послание Петра, введение. Новый Библейский Комментарий.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.