Екклесиаст 5 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
 
Подумай, прежде чем что-то сказать, не торопись произнести слово перед Богом. Бог на небе, а ты на земле, так будь же немногословен.

Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познаётся при множестве слов.
 
И как снятся беспокойные сны при множестве забот, так и речь глупца рождается при множестве слов.

Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
 
Когда даешь обет Богу, не замедли исполнить его. Ему неугодны глупцы; исполни то, что обещал.

Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
 
Лучше не давать обещания, чем дать и не исполнить.

Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твоё и разрушил дело рук твоих?
 
Не позволяй устам своим ввести тебя в грех. И не говори посланнику[8]: «Мое обещание было ошибкой». Зачем тебе, чтобы Бог прогневался на слова твои и уничтожил дело твоих рук?

Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога.
 
Суета во множестве сновидений, как и в многословии, поэтому бойся Бога!

Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший;
 
Если ты увидишь, что в какой-то местности притесняют бедного и не соблюдается правосудие и справедливость, то не удивляйся этому, потому что над одним правителем стоит другой, который наблюдает за ним, а над ними есть ещё более высокое начальство.

превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
 
Но всё же лучше для страны, чтобы у неё был царь, заботящийся о земле.[9]

Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!
 
Кто любит деньги, тому их никогда не хватает, и кто любит богатство, никогда не будет доволен своим доходом. И это тоже суета.

Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
 
Когда увеличивается имущество, увеличивается и число нахлебников. В чем польза его владельцу, кроме как смотреть на него?

Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не даёт ему уснуть.
 
Сон работника — сладок, много ли он съел или мало. Но объевшийся богач всё ворочается в своей кровати.

Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.
 
И видел я ужасное зло под солнцем: человек зря копил богатство —

И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.
 
оно было потеряно из-за неудачной сделки, а теперь ему нечего оставить своему сыну.

Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришёл, и ничего не возьмёт от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
 
Нагим человек выходит из утробы матери, и каким он пришёл, таким и уходит. Он ничего не возьмет от труда своего, не унесет с собой и горсти.

И это тяжкий недуг: каким пришёл он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?
 
И это тоже ужасное зло: каким человек пришёл, таким и уходит, и какая польза ему, что он трудится на ветер?

А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
 
Все дни его жизни проходят во тьме, в большом разочаровании, огорчении и гневе.

Вот ещё, что я нашёл доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.
 
Затем я понял, что хорошо и правильно для человека есть и пить и находить наслаждение в труде своем под солнцем в течение немногих дней жизни, что дал ему Бог, ведь такова его доля.

И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это — дар Божий.
 
Более того, если Бог дает кому-либо богатство, имущество и возможность пользоваться ими, получить свою долю и наслаждаться своим трудом, то это дар Божий.

Недолго будут у него в памяти дни жизни его; поэтому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.
 
Редко такой человек размышляет о своей жизни, потому что Бог наполняет радостью сердце его.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
5 [8] — Этот посланник, скорее всего, священник, пришедший из храма за обещанным. Однако слово, стоящее в оригинале, можно перевести и как ангел.
8 [9] — Или: « Каждый получает прибыль от земли, и даже царь извлекает из нее свою пользу».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.