Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Марка 11 От Марка 11 глава

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 11:1−11

1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих
2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.
4 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.
5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?
6 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.
7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.
8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

В этом отрывке описано исключительное событие из истории земного служения нашего Господа. Христос очень часто удалялся от людей, от их излишнего внимания. Так, большую часть служения Он провел в удаленных частях Галилеи. Нередко Христос уходил один в пустынные места. И в этом исполнилось пророчество Исаии: «...не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах» (Ис 42:2). Только один раз Христос отступает от Своего обычая и по Своей воле привлекает к Себе внимание народа. Он намеренно въезжает в Иерусалим в окружении ликующего народа, восклицающего «Осанна!», как Давид во время своего триумфа (см. 2Цар 19:40). К тому же, все это происходит при огромном стечении иудеев, которые собрались в Иерусалим на праздник Пасхи. Вне всяких сомнений, слух о пришествии Царя прокатился по всему городу. Возможно, в тот день в каждом доме звучали слова о пророке из Назарета.

Об этом следует помнить при изучении этого отрывка. Не случайно, что это событие упоминается во всех четырех евангелиях. Поэтому всем христианам нужно обратить на него особое внимание и извлечь из него полезные для себя уроки.

Во-первых, отметим, что Иисус намеренно привлек внимание людей к последним событиям Своей жизни. Он пришел в Иерусалим, чтобы умереть, и Он хотел, чтобы все знали об этом. Когда Христос говорил о небесном, о духовной премудрости, чаще всего Он говорил только со Своими учениками. Когда Он рассказывал притчи, Его аудиторией обычно была толпа бедных и неграмотных галилеян. Когда Он творил чудеса, свидетелями их чаще всего были жители Капернаума или земли Завулоновой и Неффалимовой. Но когда Христос должен был умереть, Он возвестил об этом всему Иерусалиму. Иисус привлек к Себе внимание всех: правителей, священников, старейшин, книжников, эллинов и римлян. Он знал, что вот-вот должно произойти самое знаменательное событие во всей истории человечества. Вечный Сын Божий должен вскоре пострадать вместо грешных людей, должна быть принесена великая жертва за грех, великий пасхальный Агнец должен быть заклан и должно совершиться великое искупление грехов. Поэтому Христос устроил все так, чтобы о Его смерти узнало как можно больше людей. По Его воле взгляд всего Иерусалима был устремлен на Него, и Он умер при множестве свидетелей.

Пусть история, записанная в этом отрывке, будет еще одним подтверждением того, что смерть Христа была невероятно важным событием. Давайте хранить все Его драгоценные высказывания. Давайте следовать примеру Его святой жизни. Давайте учиться у Него молитве. Давайте с нетерпением ждать Его второго пришествия. Но никогда не забывайте: самое важное, что мы можем знать об Иисусе, — это Его смерть на кресте. Только благодаря Его смерти у нас есть основание для твердой надежды. Пусть с каждым годом смерть Христа становится все дороже для вас. Пусть самой радостной мыслью во всех ваших мыслях о Христе будет мысль о том, что Христос умер за вас.

Во-вторых, отметим, что Христос предпочел быть бедным во время Своего земного служения. Как Он въехал в Иерусалим? Въехал ли Он на царской колеснице в сопровождении конницы, солдат и многочисленной свиты? Нет. Он сидел на чужом осленке, и не в седле, а на одеждах Своих учеников. Это соответствовало всей Его земной жизни и служению. Христос никогда не владел богатствами этого мира. Так, ученики для торжественного въезда Иисуса в святой Иерусалим одолжили осленка. А когда Христос умер, Его похоронили в чужой гробнице.

Это пример удивительного сочетания силы и немощи *, богатства и бедности, божественной и человеческой природы в земной жизни Иисуса. Тот, кто внимательно читал евангелия не мог не заметить, что Тот, кто мог накормить тысячи людей пятью хлебами, Сам часто страдал от голода. Тот, кто исцелял больных и увечных, Сам был подвержен усталости. Тот, кто одним словом изгонял бесов, был вынужден бороться с искушениями. Тот, кто воскрешал мертвых, Сам принял мученическую смерть. И в этом отрывке мы видим, что Тот, кто обладал огромной властью и авторитетом, собрав вокруг Себя толпы поклонников, пользуется чужим ослом, чтобы совершить триумфальный въезд в Иерусалим. Все это не только удивительно, но еще и назидательно. Мы не должны забывать, что в Иисусе сочетаются две природы: божественная и человеческая. Если бы мы знали только о Его великих делах, мы бы забыли о том, что Он был человеком. Если бы мы видели Его только в немощи и бедности, тогда мы бы забыли о том, что Он был Богом. Поэтому Писание показывает нам как божественную силу, так и человеческую немощь Христа. Объяснить, как сочетались эти две природы, мы не сможем. Нас же должно утешить следующее: «Таков наш Спаситель, таков наш Господь: Он может сопереживать нам, потому что был человеком, и Он может помочь нам, потому что Он — всемогущий Бог».

(*Я не случайно употребляю здесь слово «немощь»: для этого есть основание в Писании. Апостол Павел говорит, что Христос был «распят в немощи» (2Кор 13:4). Но я ни в коем случае не имею в виду, что могло быть хоть какое-то нравственное несовершенство в человеческой природе Христа. Я подразумеваю немощь, которая связана не с грехом, а с физическим телом, немощь, которой был подвержен даже Адам до грехопадения. Я думаю, что Иисусу была известна вся глубина такой немощи.

Говорит ли тот факт, что Иисус ехал на осле, а не на коне, о Его смирении? По этому поводу существуют разные мнения. Некоторые считают, что в восточных странах цари ездили не только на конях, но и на ослах. Свою точку зрения они подкрепляют отрывком из книги Судей: «...начальники Израилевы... ездящие на ослицах белых» (Суд 5:9−10). Другие считают, что Христос специально решил ехать на осле, чтобы подчеркнуть Свое смирение. Герхард, комментируя этот отрывок, приводит выражение Тертуллиана, который говорил, что язычники, издеваясь, называли христиан «асинариями» (По-латыни «asinus» — осел. — Прим. пер.), потому что они были последователям Того, кто ездил на осле. Они также обвиняли христиан в том, что те якобы поклоняются ослиной голове.)

Наконец, тот факт, что Христос въезжал в Иерусалим на одолженном осленке, говорит о том, что бедность не грех. Наоборот, грех очень часто становится причиной бедности. Пьянство, излишества, распутство, обман, лень — все это привело многих людей к нужде. Но нет никакого греха в том, если человек родился в бедной семье и не получил наследства, если он своими руками зарабатывает на хлеб. Бедный, но честный человек обладает не меньшим достоинством в глазах Бога, чем самый богатый царь. Сам Иисус Христос был беден. У Него не было серебра и золота, и часто Ему не было где преклонить главу. «Он, будучи богат, обнищал ради вас» (2Кор 8:9). Быть в таких же обстоятельствах, в каких был Иисус, не может быть грехом. Давайте исполнять свой долг в том положении, к которому Бог вас призвал, и, если Ему угодно, чтобы вы были бедны, не стыдитесь этого. Христос заботится и о вас, потому что Он хорошо знает, что значит быть бедным.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 11:12−21

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

Во-первых, в начале этого отрывка мы находим одно из многих доказательств тому, что Иисус Христос действительно был человеком. Мы читаем, что «Он взалкал». Его тело было устроено так же, как и наше, только в нем не было греха. Христос огорчался и радовался, терпел боль, испытывал жажду и голод, уставал и нуждался в отдыхе.

В этом мы должны видеть снисхождение Христа. Вечный Бог, Создатель этого мира и всего, что в нем, Творец, от чьего слова появился весь растительный и животный мир, в этом мире страдал от голода. В этом — великая тайна. Такая глубина доброты и любви Христа превосходит наше понимание. Не зря Павел говорит о «неисследимом богатстве Христовом» (Еф 3:8).

В этом мы также должны видеть сострадание Христа к Своему народу, находящемуся на земле. Иисус Сам прошел через все невзгоды, которые постигают верующих. Он сочувствует нашим немощам, потому что Он знает, что такое человеческое тело и в чем оно нуждается. Христос перенес все лишения, которым только может быть подвержено человеческое тело. Он испытал боль, слабость, усталость, голод и жажду. Когда мы говорим Иисусу о своих страданиях, Он прекрасно нас понимает и Ему не чуждо наше горе. Именно в таком Спасителе и нуждаемся мы, страдающие и стенающие люди.

Во-вторых, в этом отрывке мы видим, что религиозный формализм и отсутствие духовных плодов крайне опасно. Этому учит нас то, как Христос обошелся с бесплодной смоковницей. Мы читаем, что, подойдя к смоковнице и не найдя на ней плодов, Он проклял ее со словами: «отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек». На следующий день смоковница «засохла до корня». Эта история является отражением духовной реальности. Это еще одна наполненная глубоким смыслом притча нашего Господа, только рассказанная не словами, а действиями *.

(*В истории о засохшей смоковнице есть некоторые трудности, которые вызывают у многих вопросы.

1. Одни находят странным то, что наш Господь проклял дерево. Они говорят, что «смерть» безобидного и невинного создания была абсолютно ненужной. Такое действие, по их мнению, противоречит духу одного из Божьих повелений (см. Втор 20:19).

Но они забывают, что проклятие смоковницы — это не просто демонстрация силы, а символическое действие, призванное преподать важный духовный урок. Урок настолько важный, что ради него можно было уничтожить одно, не обладающее сознанием, Божье творение. Если с этим не согласиться, то тогда нельзя принимать и все жертвоприношения, установленные в законе Моисея. По этому закону каждый день в жертву приносилось невинное и безобидное создание. Но то, что людям ежедневно напоминалось о необходимости жертвы за грех, оправдывало убиение агнцев. Также оправдано и уничтожение смоковницы.

2. Других смущают слова Марка: «...ибо еще не время было собирания смокв». Почему Иисус искал плоды на дереве не в сезон?

Можно привести несколько объяснений. Самое простое из них заключается в следующем: время собирания смокв действительно еще не пришло, но наш Господь подошел к дереву, которое в отличие от других смоковниц было покрыто листьями, что дало Ему право предположить, что на нем были и плоды. В пользу такого объяснения говорит и тот факт, что иудейская церковь во время первого пришествия Христа была в таком же состоянии, как и эта смоковница. Время собирания смокв еще не пришло, то есть все окружающие народы были по-прежнему во тьме и не могли приносить плод во славу Божию. Но среди всех народов выделялся один, «покрытый листьями», — иудейский народ, обладавший знанием, откровением, привилегиями и заявлявший о своей вере в единого и истинного Бога.

К такому покрытому листьями дереву и пришел Иисус, рассчитывая найти плод, соответствующий внешнему исповеданию иудеев. Но вместо плодов Он обнаружил неверность и неверие. Бесплодному дереву был вынесен приговор: римляне вскоре разрушат Иерусалим, а иудеи будут рассеяны по лицу земли.)

Но кому Иисус хотел преподать урок? О ком эта притча? Прежде всего об иудейской церкви, которая была густо покрыта листьями религиозного формализма и начисто лишена плодов Духа. Церковь находилась в опасности, но ее духовная слепота не позволяла ей разглядеть этого. Притча Христа касается также всех ветвей Церкви. Поступок Христа показывает, что ожидает церкви, которые исповедуют христианство, не заботясь о здравом учении и святой жизни. Притча относится и ко всем христианам, которые лицемерят и ведут мирской образ жизни. Пусть история засохшей смоковницы поможет увидеть свое плачевное состояние всем тем, кто считает, что им достаточно называться живыми, оставаясь при этом духовно мертвыми. Пусть эта история научит каждого из нас, что крещение, членство в церкви, участие в вечере и усердное исполнение церковных обрядов не могут спасти душу. Сами по себе они всего лишь листья, и если к этим листьям не прибавятся плоды, то велико будет проклятие. Эти листья так же, как и смоковные листья, которыми прикрылись Адам и Ева, не могут скрыть нечистоту души от глаз всевидящего Бога или позволить человеку смело предстать перед Богом в день последнего суда. Если не будет плода, человек будет проклят на веки. Плод должен быть и в сердце, и в жизни: плод покаяния перед Богом, плод веры в Господа Иисуса Христа и плод святой жизни. Исповедание христианства без этих плодов ведет в ад.

Наконец, отметим, что места, посвященные для Бога, нужно использовать с благоговением. Этот урок можно извлечь из поведения Господа Иисуса Христа в храме. Мы читаем, что Он «начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Христос обосновал Свой поступок словами из Писания: «Не писано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников».

Без сомнений, в действиях Иисуса был глубокий смысл. Изгнание продающих из храма, как и проклятие смоковницы, было символическим действием. Однако при этом нельзя упускать из виду урок, который лежит на поверхности. Он заключается в том, что нужно с благоговением относиться к использованию мест, предназначенных для поклонения Богу. Наш Господь очистил храм от торгующих не потому, что он был местом для жертвоприношений, а потому, что он был «домом молитвы». И мы должны относиться к молитвенным домам так же, как относился Христос к храму. Теперь христианский храм, конечно, уже не такое святое место, как храм в Иерусалиме. В конструкции наших церквей нет особого символизма. Они не построены по божественному проекту и не должны служить образом небесного. Но из этого не следует, что в христианской церкви можно вести себя так же, как дома, в лавке или в гостинице. В месте, где Христос встречается со Своим народом и где возносятся молитвы, должен присутствовать дух благоговения. И очень неразумно полагать, что такое благоговение суеверно или что от него веет папством. В любом месте, где проповедуется о Христе и где люди рождаются заново, должно быть ощущение святыни. Из прочитанного отрывка видно: Христу не безразлично то, как ведет себя человек в месте поклонения Богу, и все, что не благоговейно, является оскорблением для Него.

Помните об этом каждый раз, когда приходите в церковь, и остерегайтесь приносить жертву как неразумные. Помните о том, где вы находитесь и для чего. Помните о Том, в чье присутствие вы пришли. Не позволяйте вашему сердцу быть пустым. Не служите Богу только внешне. Оставьте все мирское: свои дела и заботы — за порогом дома Божия. Пусть ваше сердце не будет занято торговлей посреди собрания. Жив Господь, который изгнал покупающих и продающих из храма! Он и сегодня недоволен, если видит подобное.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 11:22−26

22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

Во-первых, эти слова нашего Господа Иисуса Христа, учат нас тому, что вера очень важна.

Этот урок содержится в притче, которая говорит, что вера может сделать человека способным совершать такие дела и преодолевать такие трудности, которые можно сравнить с горой, поднятой и ввергнутой в море (*Очевидно, что «поднять гору и ввергнуть ее в море» — образное выражение. Его также использует Павел в 1Кор 13:2. Поэтому не стоит делать вывод, что вера позволит получить все, что только придет вам на ум, даже если это кажется полезным для души. Христос не обещал, что избавит вас чудесным образом из любой затруднительной ситуации и беды, стоит вам только попросить Его об этом в молитве. То, о чем мы молимся, должно соответствовать нашему призванию и тому положению, в котором мы находимся. Например, Моисей во главе двенадцати колен Израилевых, Илия на горе Кармил, Павел в тюрьме в Филиппах могли рассчитывать на особое божественное вмешательство в ответ на свои молитвы. К тому же мы не можем предписывать Богу, когда и как Он должен для нас «переставлять горы».). Этот урок звучит также в призыве Христа молиться с верой. «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». Это обещание нельзя воспринимать буквально. Христианин должен просить о том, что не греховно и что не противоречит воле Божьей. Если ваша просьба соответствует этим требованиям, вы можете быть уверены: Господь ответит на нее. Как говорил Иаков: «Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь» (Иак 1:6).

Вера, о которой говорится в этом отрывке, это не та вера, которая необходима для оправдания. Конечно, любая вера — это прежде всего доверие. Но у веры есть свой объект, да и действует вера по-разному. Спасающая вера — это та вера, посредством которой человек полагается на Христа и получает мир с Богом. Главным объектом этой веры является искупление, которое Иисус совершил на кресте. Вера же, о которой говорится в этом отрывке, является результатом спасающей веры, их нельзя путать между собой. Здесь вера представляет собой скорее уверенность в силе, мудрости и благости Бога по отношению к верующему. Объектами этой веры являются обещания, слова и характер Бога, открытые Христом.

Уверенность в Божьей силе и желании помочь каждому верующему, уверенность в истинности каждого Божьего слова — это ключ к процветанию нашей души. Именно с уверенности начинается истинное христианство. «...Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Чтобы по достоинству оценить эту уверенность, надо внимательно изучить одиннадцатую главу Послания к Евреям.

Есть ли у вас желание возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа? Хотите ли вы, чтобы ваша вера умножалась, чтобы ваш внутренний человек достиг полного возраста Христова и вы не были уже младенцами в духовных вопросах? Если да, тогда не переставайте молиться о вере. Это краеугольный камень христианства. Недостаток веры будет пагубно влиять на вашу душу. Мир, радость, надежда, желание служить Христу и свидетельствовать о Нем, терпение в испытаниях и утешение в молитве будут в вашем сердце по мере веры. Все зависит от степени веры. Блаженны те, которые знают, что значит целиком полагаться на заветы Божии, ходить верой, а не видением. «...Верующий... не постыдится» (Ис 28:16).

Во-вторых, обратите внимание, что необходимо иметь дух прощения. Этот урок преподается нам необычным образом. Прямой связи между необходимостью иметь веру и прощением других нет. Но связующее звено все же есть. Это молитва. Мы уже знаем, что для успешной молитвы вера просто необходима. Но ни одна молитва не будет услышана, если она исходит из сердца, которое не хочет простить. «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши».

Всем понятно, что ценность молитвы зависит от состояния, в котором находится сердце молящегося. Но мысль, на которую я хочу обратить здесь внимание, часто не воспринимают достаточно серьезно. Молитвы должны быть не только искренними, настойчивыми, пламенными и во имя Христа, они должны еще исходить из прощающего сердца. Вы не имеете права просить о милости, если сами не хотите проявить милость к своим ближним. Вы не понимаете до конца тех грехов, о прощении которых просите, если позволяете злости по отношению к ближнему оставаться в сердце. На земле нужно относиться к ближним как к братьям, если хотите, чтобы Бог на небесах относился к вам как Отец. В вас нет духа усыновления. Если вы не умеете сносить и прощать других, вы обманываете себя.

Исследуйте собственное сердце. Как много злобы, неприязни и разделений в христианской среде! Создается впечатление, что многие молитвы сказаны напрасно. Этот урок предназначен для любого христианина. У всех разный уровень знания о Боге, и каждый по-своему обращается к Нему. Но все должны уметь прощать своих ближних. Иисус приложил много стараний, чтобы преподать этот урок. Важное место Он отвел этой теме и в молитве «Отче наш». Многие знакомы с детства со словами «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Было бы хорошо, если бы эти многие еще и поняли смысл этих слов.

Пусть прочитанный отрывок заставит вас испытать свое сердце. Знаком ли вам дух прощения? Можете ли вы закрыть глаза на неприятности, которые доставляют вам ваши ближние, прощать обиды и сносить оскорбления? Если нет, то где ваше христианство? Если нет, то пусть вас не удивляет отсутствие у вас духовного роста! Постарайтесь измениться к лучшему: примите решение прощать своих ближних, потому что вы сами рассчитываете на прощение. Безвозмездное Божье прощение грехов — самое драгоценное из всего, чем человек может обладать в этом мире. Оно будет единственной причиной, по которой вы сможете войти в жизнь вечную. Так старайтесь же прощать других в эти краткие дни земного странствия *.

(*Не стоит упускать из виду выражение «когда вы стоите на молитве». Это одно из тех библейских выражений, которое учит нас тому, что не надо вырабатывать строгих правил в отношении внешнего проявления веры, и особенно в отношении позы, которую нужно занимать во время молитвы. Если человек говорит, что он лучше и свободней общается с Богом, когда стоит во время молитвы во весь рост, а не на коленях, то я не могу сказать ему, что он заблуждается. То, чего действительно стоит придерживаться, так это истины, что молиться нужно прежде всего сердцем. Последние слова сэра Уолтер Рэли своему палачу на эшафоте являются хорошей иллюстрацией к сказанному выше: «Друг, не важно, как лежит голова, когда сердце уже с Богом».)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 11:27−33

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Во-первых, этот отрывок говорит о том, что и те, которое занимают высокие посты в церкви, могут быть духовно слепыми людьми. Мы видим, что «книжники, фарисеи и первосвященники» возражали Христу и создавали трудности для Его дела.

Эти люди были признанными учителями и духовными вождями иудеев. Народ видел в них главный источник религиозных знаний. Книжники и фарисеи претендовали на преемственность служения Аарона. Но в то же время они противились истине и гнали Мессию.

(*Уместно будет упомянуть комментарии Герхарда по поводу этого отрывка. Герхард писал: «Церковь не должна быть зависима от «правильно» рукоположенных служителей, потому что они часто заблуждаются и уклоняются с пути правды, у нее должно быть право отказаться от них в пользу истины, ясно изложенной в Слове. Нам известны примеры страшных заблуждений священников. Достаточно вспомнить Аарона, который в отсутствие Моисея сделал золотого тельца, Урию, первосвященника во времена Ахаза, который построил новый алтарь, и священников во времена пророка Иеремии. И в этом отрывке мы видим, тех, которые, сидя на Моисеевом седалище, отвергли и оклеветали самого Мессию. Если же священники, имевшие прямую преемственность от Аарона, могли так заблуждаться, то насколько более склонен к этому Папа Римский, который не может найти в Новом Завете подтверждение тому, что папство было учреждено Христом».)

Это написано для того, чтобы показать христианам, что они не должны чрезмерно превозносить рукоположенных служителей, смотреть на них как на Папу Римского и считать их непогрешимыми. Ни одна церковь не может сделать человека непогрешимым, будь она епископальной, пресвитерианской или индепендентской. Епископы, священники и дьякона, так же, как и священники Ветхого Завета, — это не что иное, как плоть и кровь, склонные к заблуждению. Слова и дела служителей нужно постоянно испытывать Словом Божьим. За ними можно следовать только тогда, когда они неукоснительно следуют Писанию. Только один Первосвященник не ошибается — Иисус Христос. В Нем нет никакого несовершенства и тени недостатка. Научитесь же больше полагаться на Него и «отцом себе не называйте никого на земле» (Мф 23:9). В таком случае вас не постигнет разочарование.

Во-вторых, отметим, что зависть и неверие побуждают людей поносить тех, кто совершает дело Божье. Первосвященники и старейшины не могли отрицать реальности чудес Иисуса и того, что они были благом для людей. Они не могли обвинить Его в том, что Его слова противоречат Священному Писанию, или в том, что Он согрешает. И что тогда сделали иудейские старейшины? Они обвинили Его в том, что Он вмешивается не в Свое дело, потребовав от Него объяснений: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» *

(*Брентий говорит о безрассудности первосвященников и фарисеев, которые не могли оградить храм от вторжения и не позволяли другим очистить его. Они не пользовались той властью, которой обладали, чтобы сделать это, и не признавали власть Христа. Брентий сравнивает их поведение с поведением отца семейства, который сам не исправляет своих детей и другим не позволяет делать замечания. В заключение Брентий пишет: «Каждый человек должен исполнять свои обязанности, и если он не делает этого, то должен уступить свое место другому. Не нужно уподобляться собаке на сене, которая сама не ест его и волу не дает». Но как много «собак на сене» знала история христианства! Очень часто служители, пренебрегавшие душами своей паствы, набрасывались на тех, кто пытался что-то сделать для блага людей. Стоит еще привести замечание католического комментатора Квеснела: «Тот, кто видит, что истина оказывается сильнее него, предпринимает попытку опровергнуть ее, и тот, кто считает, что сам все может делать бесконтрольно, больше всех требует отчета от других».)

Однако, как правило, все те, которые собираются учить других, рукополагаются. Апостол Павел говорит, что так было и со Христом: «Никто сам собою не приемлет этой чести [быть священником], но призываемый Богом, как и Аарон». И даже теперь, когда уже нет служения священника, приносящего жертвы, слова двадцать первой статьи вероучения англиканской церкви вполне обоснованы: «Ни один человек не имеет права брать на себя служение проповеди, если он не был законно призван и поставлен на оное». Тем не менее нельзя считать, что рукоположение необходимо настолько, что без него вообще нельзя совершать дело Божье. Этому заблуждению были сильно подвержены иудеи во времена Иисуса Христа, и сегодня многие продолжают следовать им в этом.

Остерегайтесь же этого заблуждения. Конечно, важность дисциплины и порядка в церкви нельзя недооценивать, в церкви они так же важны, как и в армии. Но нельзя думать, что Бог может использовать в Своем деле только рукоположенных служителей. Не забывайте, что Дух Святой может призвать того, кто не был призван людьми. Иногда тот, кто призван людьми, может быть не призван Духом Святом. Важно, за Христа ли человек или против Него. Важно, какой жизнью живет этот человек и чему учит. Если человек соответствует этим требованиям, значит принимайте его и благодарите Бога. Врач, который не может исцелить, бесполезен, даже если у него есть высокая степень и диплом. Также и прекрасно обученный солдат никуда не годен, если во время битвы он убегает от врага. Настоящий врач — это тот, кто умеет лечить, и настоящий солдат — это тот, кто сражается.

Наконец, давайте отметим, что предубеждение против истины приводит неверующих к нечестности и неспособности говорить прямо. Первосвященники и старейшины не захотели ответить на вопрос Христа об Иоанне Крестителе. Они не могли ответить, что крещение Иоанново было «от человеков», потому что боялись народа. Также они не могли признать, что оно было «с небес», потому что знали, что Иисус в таком случае задаст законный вопрос: «Тогда почему вы не верите Иоанну, ведь он свидетельствовал обо Мне?» Чтобы выйти из трудного положения, первосвященникам пришлось пойти на хитрость и явным образом солгать. Они ответили: «Не можем сказать».

К сожалению, такая нечестность — очень распространенное явление среди неверующих. Многие отмахиваются лживыми ответами от тех, кто взывает к их совести. Когда заходит речь о состоянии их души, они уходят от разговора, говоря заведомую ложь. Неверующие любят свою жизнь и этот мир. Они так же, как и враги нашего Господа, не хотят уступать в своем и боятся принять горькую правду. Они отклоняются под выдуманными предлогами от призывов покаяться и изменить свою жизнь. Одни говорят, что не понимают евангельского учения. Другие говорят, что они пытаются служить Богу изо всех сил, но у них ничего не выходит. Третьи заявляют, что у них есть огромное желание служить Христу, но не хватает времени. Все это примеры уклончивости. Такие люди ничем не лучше первосвященников, которые не захотели ответить Христу.

Не торопитесь верить словам необращенных о том, почему они не служат Христу. Можно быть вполне уверенным, что, когда такой человек говорит: «Я не могу», он имеет в виду: «Я не хочу». Блажен тот, кто искренен в вопросах веры. Если человек будет поступать в соответствии с тем, что ему уже открыто, и не отказываться от того, что он уже знает, то вскоре ему откроется все учение и мудрость Христа и он выйдет из этого погибающего мира (см. Ин 7:17). Многих приводит к погибели нечестное поведение по отношению к своей душе. Они ссылаются на выдуманные причины, по которым они якобы не могут следовать за Христом, хотя на самом деле они просто «более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин 3:19).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Марка, 11 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Марка 11 глава в переводах:
От Марка 11 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.