Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Марка 3 От Марка 3 глава

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 3:1−12

1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.
7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.
10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

В этих стихах описано еще одно чудо, которое сотворил Иисус. Он исцелил в синагоге человека с иссохшей рукой. Христос никогда не переставал исполнять волю пославшего Его Отца: и перед друзьями, и на глазах у врагов Он всегда делал добро. Христос оставил нам пример, «дабы мы шли по следам Его» (1Пет 2:21). Блаженны христиане, которые стараются хоть немного походить на своего Господина!

Во-первых, из этого отрывка мы видим, что враги Иисуса следили за Ним. Написано: «И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его».

Какой печальный пример порочности человеческой натуры мы здесь видим! События, о которых говорится в этом отрывке, происходили в субботу в синагоге, куда люди приходили слушать Слово Господа и поклоняться Ему. Но даже в день Господень и в Доме Господнем некоторые «святые» во время поклонения замышляли зло против нашего Господа. Эти люди, соблюдая все до мелочей и претендуя на святость, были преисполнены злобы и дурных намерений среди собрания (Притч 5:14).

Христиане не должны думать, что они находятся в лучшем положении, чем их Господь. За верующими постоянно следят глаза недоброжелателей. Поступки христиан подвергаются дотошному анализу. И все потому, что ученики Христа отмечены особым знаком — не от мира сего. И мир им ничего не попустит! Как они одеваются и разговаривают, как проводят свободное время, как работают и чему учат своих детей — все придирчиво рассматривается и замечается. Противники верующих только и ждут, чтобы порадоваться недоброй радостью, когда христиане оступятся и совершат ошибку.

Всем христианам следовало бы помнить об этом. Куда бы мы ни шли, что бы ни делали, мы всегда должны помнить, что за нами наблюдают глаза недоброжелателей. Это должно придавать нам святости в нашем хождении, чтобы мы не совершали ничего, что дало бы повод нашим врагам порадоваться. Кроме того, зная об этом, мы будем больше молиться, чтобы Господь укрепил нас на нашем пути, помог сдержать язык, не гневаться и воздержаться от «всякого рода зла». Наш Спаситель, за которым также следили недобрые глаза врагов, понимает нас и всегда поможет в такой ситуации.

Во-вторых, в этом отрывке мы находим принцип соблюдения субботнего дня, установленный Иисусом Христом. Этот принцип заключается в том, что в субботу можно делать добро.

Господь спрашивает у фарисеев: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» Что лучше: исцелить этого несчастного или оставить его таким, какой он есть? Что является большим нарушением субботы: возвратить человеку здоровье в субботний день или замышлять злое против невиновного на богослужении, как то делали фарисеи? Неужели можно осуждать Христа за то, что Он спас человеку жизнь в субботу, и не осуждать тех, кто в субботу замышлял убийство? Вопрос Христа заставил Его врагов замолчать.

Из слов Господа совершенно ясно, что христианин не должен сомневаться в том, что можно делать добро в воскресный день. Любое дело милосердия, будь то уход за больным или помощь немощному, можно совершать в воскресенье без малейшего колебания. Четвертая заповедь не может отменять заповеди о любви к ближнему.

Однако разрешение «делать добро» в воскресенье не открывает в этот день дверь развлечениям, путешествиям и различным чувственным удовольствиям. Суббота не предназначалась для того, чтобы ездить на поезде или кататься на пароходе, посещать выставки или ходить в театр. Это не принесет никому добра, но навредит многим. Ведь много людей занято в проведении подобных мероприятий, и все они лишаются седьмого дня покоя. Воскресный день для них превращается в день тяжелого труда. Мы должны быть очень осторожны, чтобы не придать Божьим словам тот смысл, который нам удобен. Будем же всегда иметь перед глазами пример «добрых дел», которые можно совершать в воскресенье, оставленный Иисусом Христом. Давайте замечать разницу между делами Иисуса и теми, которые совершаем мы. Он дал нам свободу творить добро в Его день, но не разрешал устраивать приемы и вечеринки, экскурсии и походы.

В-третьих, отметим, какие чувства вызвало у Иисуса поведение фарисеев. Мы читаем, что Христос воззрел «на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их».

Это примечательное выражение заслуживает особого внимания. Оно еще раз напоминает нам о том, что наш Господь был во всем подобен человеку, кроме греха. Иисус на собственном опыте пережил все не греховные человеческие чувства. Мы читали, что Христос удивлялся, плакал, любил, страдал, и здесь мы читаем, что Он испытывал гнев.

Из этого отрывка следует простой вывод: существует праведный гнев, святое негодование, которым при определенных обстоятельствах можно давать выход. Слова апостола Павла подтверждают эту мысль: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф 4:26).

Но надо признать, что праведный гнев — это довольно сложная тема. Из всех чувств, возникающих в сердце, гнев чаще других приводит ко греху, и контролировать его достаточно трудно. Чувство гнева может привести к печальным последствиям даже очень богобоязненных людей. Тот, кто читал Библию, помнит о споре апостола Павла и Варнавы в Антиохии и о гневе Моисея, когда народ «огорчил дух его, и он погрешил устами своими» (Пс 105:33). О том, что гнев ведет к нарушению шестой заповеди, сказано в Нагорной проповеди. Но, несмотря на все это, праведный гнев все-таки существует.

Помолимся же прямо сейчас, чтобы Бог научил нас управлять нашим гневом и не давать ему вести нас ко греху. Мы должны твердо помнить, что к гневу следует относиться с большой осторожностью. Праведный гнев — очень редкое явление. Гнев человека редко бывает во славу Божию. Всякое праведное негодование должно сопровождаться, как и у Христа, скорбью о тех, кто стал его причиной. В любом случае мы должны помнить: лучше никогда не гневаться, чем разгневаться и согрешить*.

(*В связи с этим уместно вспомнить проповедь епископа Батлера о негодовании. В ее заключение он сказал: «Чувство, которое может привести человека к страшному греху затаенной злобы и мстительности, дано Богом и является не только невинным, но и заслуживающим одобрения порывом души. Само по себе и по замыслу Создателя негодование должно быть реакцией на несправедливость и зло, которые вносят дисгармонию в Божье творение и справедливо заслуживают ненависти».)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 3:13−21

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.
20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.

В начале этого отрывка мы читаем о том, как Господь избрал двенадцать апостолов. Описание данного события всегда вызывает интерес. Сколько благословения принесли в мир эти несколько человек! Имена простых еврейских рыбаков известны миллионам людей по всему миру, тогда как имена многих царей и князей давно забыты. «В вечной памяти будет праведник» (Пс 111:6).

Во-первых, давайте посмотрим, кто из перечисленных в этом отрывке стал учеником Иисуса до того, как был избран апостолом.

На страницах Библии мы находим, что шесть из двенадцати, прежде чем стать апостолами, были призваны Христом сначала стать Его учениками. Это Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп и Матфей. Бесспорно, все двенадцать апостолов, кроме Иуды, обратились еще до того, как были поставлены на апостольское служение.

Так должно быть со всеми служителями Христа. Прежде чем начать учить других, они должны быть призваны и обращены Духом Святым. Правило одинаково для всех: сначала обращение, потом рукоположение.

Такой подход очень важен для распространения истинной веры. Епископы и пресвитера в первую очередь должны интересоваться духовным состоянием кандидата на рукоположение. Необращенный человек не годится для служения. Как такой человек может говорить о силе благодати, если не знает на опыте, что это такое? Как может он призывать прийти ко Спасителю, если сам Его не знает? Как может он настаивать на обращении ко Христу и возрождении, если сам не пришел к Нему? Огромную ошибку совершают те родители, которые хотят, чтобы их дети стали церковнослужителями и имели хороший доход и уважение в обществе. Этим они толкают своих детей к тому, чтобы они лжесвидетельствовали и «произносили имя Господа напрасно». Такой служитель может принести лишь вред церкви и христианству. Он оскорбляет Бога и радует сатану.

Во-вторых, посмотрим, в чем было предназначение апостолов. Они должны были «быть со Христом» и должны были идти «на проповедь». Апостолы получили «власть исцелять от болезней» и «изгонять бесов».

Давайте более подробно рассмотрим эти четыре задачи. Конечно, апостолы нашего Господа были людьми особого ранга, и у них не было последователей после их смерти. Нигде в Библии не говорится об апостольской преемственности, и никто не может быть назван настоящим апостолом, если не может совершать чудеса и непогрешимо проповедовать. Но все же мы не должны забывать, что апостолы — пример для всех служителей Евангелия. Поэтому из прочитанного отрывка мы можем извлечь важные уроки, касающиеся обязанностей верного служителя.

Истинный Божий служитель, как и апостолы, должен иметь близкие отношения с Господом, т. е. постоянно «быть со Христом». Такой служитель должен удаляться от мира, стремиться каждый день сидеть, как Мария, у ног Иисуса и слушать Его слово. Он должен учиться у Христа, подражать Ему, наполняться Его Духом и идти по Его следам. Истинный служитель должен стремиться к тому, чтобы, выходя за кафедру, возвещать то, что сам видел и слышал (см. 1Ин 1:3).

Как и апостолы, истинный служитель Христа должен быть проповедником. Проповедь — его главная задача, о ней он должен думать прежде всего. Служитель должен ставить ее выше исполнения таинств (см. 1Кор 1:17), считать ее важнее литургического чтения. Служитель, который не проповедует, не принесет много пользы церкви Христовой. Подобный служитель — погасший маяк, молчащий кимвал, уснувший сторож, потухший костер.

Верный служитель, подобно апостолам, должен стремиться всегда делать добро. Хотя он и не может исцелять, он должен уметь облегчать страдания больных и приносить радость всем окружающим. Служитель Христов должен стремиться к тому, чтобы его знали как человека, который может утешить, дать добрый совет, может оказать помощь и быть хорошим другом. Служители не должны быть высокомерными и господствовать над другими, но должны быть рабами всем ради Христа (см. 2Кор 4:5).

Как и апостолы, истинный служитель должен противостоять дьяволу. Служитель должен предостерегать людей от тех искушений, которые окружают их: от скачек и азартных игр, от балов и театров, от пьянства и плотских развлечений, от вольного отношения к субботнему дню. У каждого человека свои искушения, ведь сатана владеет многими способами соблазна. Но служитель должен спешить туда, где сатана действует сильнее всего, чтобы ему противостоять.

Как велика ответственность служителей! Как тяжело им трудиться, если они выполняют свои обязанности добросовестно и ответственно! Как нуждаются они в молитвенной поддержке, чтобы сила их рук не ослабла! Не удивительно, что так часто апостол Павел обращался к церквам с просьбой: «Братья, молитесь о нас!»

Наконец, обратим внимание на то, как неверно была истолкована ревность Иисуса. «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя».

Впрочем, здесь нет ничего удивительного. Еще в Ветхом Завете читаем мы о том, что пророка, который приходил помазать Ииую «в царя над Израилем», люди назвали: «...этот неистовый» (4Цар 9:11). Фест назвал апостола Павла сумасшедшим: «Безумствуешь ты, Павел!». Грешник не может понять религиозной ревности. Рвение в работе, в науке, на войне, страсть к деньгам понятны для этого мира. Но ревность в вере многими воспринимается как глупость, фанатизм или безумие. Если человек губит свое здоровье, пропадая в библиотеке или на работе, то мир не видит в этом ничего плохого, наоборот, такого человека все уважают. Но если человек истощает себя, проповедуя Евангелия, то о таком говорят, что он перегибает палку. Мир не меняется: как и прежде, он «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор 2:14).

Да не поколеблется ваша вера, когда вам доведется пить из той же чаши, из которой пил наш Господь Иисус Христос. Конечно, вашей плоти и крови сложно мириться с тем, что близкие вас не понимают, но по-другому в этом мире быть не может. Будем помнить о словах Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня...» (Мф 10:37). Иисус знает горечь тех испытаний, через которые вы проходите. Он сопереживает вам и обязательно поможет.

Давайте будем, как и Христос, терпеливо относиться к неблагоразумию необращенных людей. Будем сожалеть об их слепоте, и пусть наша любовь к ним не уменьшится. Будем молиться, чтобы Господь изменил их сердца. Кто знает, может быть, самый упрямый из тех, кто сейчас старается отвратить нас от Бога, однажды родится свыше и увидит все так, как видим мы, и последует за Христом.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 3:22−30

22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

Все мы знаем, как бывает больно, если нас не понимают или неверно истолковывают наши слова и поступки. И наш Господь на протяжении всего Своего земного служения проходил через подобные испытания. Пример такого испытания находим в этом отрывке. «Книжники, пришедшие из Иерусалима», видели чудеса, которые совершал Иисус. Они не могли отрицать того, что чудеса действительно происходили. Но что сделали книжники? Они обвинили Иисуса Христа в том, что Он «имеет в себе Вельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя».

В ответе Христа на это обвинение содержится несколько полезных уроков.

Во-первых, отметим, что раздоры и разделения — великое зло.

Иисус Христос говорит об этом в самом начале Своего ответа. Он указывает на абсурдность предположения, что сатана может изгонять сатану и способствовать разрушению своей же власти. Иисус напоминает общепризнанный факт: там, где есть разделение, нет силы. «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то».

Этой истине уделяют мало внимания. Злоупотребление правом иметь свою точку зрения приносит много зла. Разделение между христианами ослабляет церковь. Разногласия отнимают силу, время и энергию, которые могли быть употреблены на Божье дело, и являются поводом для неверующих отвергать христианство. Отсутствие единства — на руку сатане, который является главным подстрекателем разделений. Если он не может разрушить христианство, то старается хотя бы посеять вражду и рознь между христианами. Никто не знает, лучше дьявола, справедливость принципа «Разделяй и властвуй».

Давайте постараемся, насколько это в наших силах, избегать споров, разногласий и разделений в вопросах веры. Давайте относиться к ним, как к ненавистной чуме, поражающей церкви. Вряд ли можно найти человека, который бы чрезмерно ревновал о спасительных Божьих истинах. Однако не следует путать нездоровую щепетильность с добросовестностью и ревность о мелочах с ревностью об истине. Оправдать уход из церкви можно только отхождением Церкви от Евангелия. Постараемся же сохранять мир и единство в церкви, даже если это потребует определенных жертв с нашей стороны.

Во-вторых, следует отметить, что в этом отрывке наш Господь дает удивительное обещание о прощении грехов. Он говорит: «...Будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления».

К сожалению, люди часто не замечают этих слов и не ценят их. Но для того, кто осознает свою греховность и нужду в милости, они являются утешением. «Будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления». Будут прощены грехи молодых и пожилых. Будут прощены греховные дела, слова, мысли и все нарушения заповедей. Будут прощены такие гонители, как Савл, и такие идолопоклонники, как Манассия. Будут прощены такие враги Христа, как толпа иудеев, распявших Иисуса, и такие вероотступники, как Петр. Кровь Христа может омыть все грехи. Праведность Христа может все покрыть и скрыть от Божьих очей.

Это учение — венец и слава Евангелия. Это учение предлагает человеку полное прощение, окончательное примирение и совершенное исцеление — даром. «...ради Него [Христа] возвещается вам прощение грехов; и во всем... оправдывается Им всякий верующий» (Деян 13:39).

Примите же это учение и прощение Христа, если еще до сих пор не сделали этого. Учение о прощении грехов относится к вам так же, как и к остальным грешникам. Каждый из вас, кто придет ко Христу, тотчас же получит полное прощение. Господь говорит вам: «Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю» (Ис 1:18).

Если вы уже приняли это учение, то твердо держитесь его. Может быть иногда вы чувствуете себя ослабевшими, упавшими духом и недостойными. Но если вы пришли к Иисусу с верой, то все ваши грехи прощены Им. Они заброшены за хребет, вычеркнуты из памятной книги, погребены на дне самого глубокого моря. Будем же верить в это и не будем ничего бояться.

Наконец, этот отрывок учит, что человек может попасть в ад. Господь говорит об этом ясно и недвусмысленно: есть такие люди, для которых «не будет прощения вовек» и которые подлежат вечному осуждению.

И это, вне всякого сомнения, страшная правда. Мы не можем закрывать на нее глаза. О ней постоянно напоминает Святое Писание. Чтобы донести эту истину до сознания людей, в Библии используется множество недвусмысленных выражений и образов. Если «вечного проклятия» не существует, значит, мы можем отбросить Библию: ее слова не имеют никакого смысла.

Мы должны твердо держаться той истины, что ад существует, потому что восстают учителя, которые открыто выступают против учения о вечном наказании, пытаясь опровергнуть его. Они проповедуют о том, что «Бог есть любовь», а значит, Он якобы не может послать людей в ад. Такие проповеди всегда охотно принимаются слушателями. Лжеучителя считают вечное наказание в аду спорным вопросом, по которому каждый человек может иметь свою точку зрения. Будем же держаться Божьей истины посреди этого потока лжи. Не будем стыдиться своей веры в то, что Бог, небеса и наказание вечны. Не забывайте, что грех — это бесконечное зло, и чтобы искупить его, понадобилась бесценная жертва. Тот, кто отвергает это искупление, навеки теряет возможность спастись. Обращайтесь по этому вопросу к понятным отрывкам из Библии. Один из них был сейчас перед вами. Они лучше, чем тысяча глубокомысленных доводов.

В заключение я хотел бы сказать, что если вечное наказание — реальность, то постарайтесь приложить все старания, чтобы избежать его. Устремитесь к спасению немедля (см. Быт 19:16, 17). Спрячьтесь в убежище надежды, которую дает Евангелие, и не успокаивайтесь до тех пор, пока не почувствуете себя в безопасности. Никогда не стыдитесь того, что вы ищете убежища. Стыдиться надо греха и любви к миру, но не желания избежать вечных адских мук*.

(*В этом отрывке есть выражение, о котором следует сказать особо. Это очень трудное место Священного Писания, которое часто приводит в замешательство читателей Библии. Речь идет о словах «...кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек». Читая эти слова, создается впечатление, что существует непрощаемый грех.

Некоторые толкователи пытаются распутать этот узел противоречий следующим образом. Они говорят, что это выражение относится лишь к времени, когда Иисус Христос был на земле, и касается книжников и фарисеев, которые, несмотря на совершаемые Иисусом чудеса, не поверили в Него как в Мессию, согрешив тем самым непрощаемым грехом. Их утверждение, что Иисус совершал чудеса силою вельзевула, было хулой на Духа Святого.

Такое толкование можно принять, если рассматривать этот отрывок вне контекста всей Библии. Но вряд ли найдется человек, который будет утверждать, что в день Пятидесятницы в толпе из 3000 человек не было ни одного книжника или фарисея. К тому же о непрощаемом грехе говорится и в других местах Священного Писания (см. Евр 4:4−6, 10:26; 1Ин 5:17).

Что же такое непрощаемый грех? В Писании о нем говорится, и не один раз, но не дается точного и четкого определения. Скорее всего, речь идет об умышленном отвержении Евангелия и предпочтении ему греха. Такое сочетание света в голове и полного мрака в сердце было, например, у Иуды Искариота. Не стоит думать, что никто не идет теперь по его стопам. Более точно описать непрощаемый грех вряд ли удастся, так как в Библии отсутствует его четкое определение. По Божьей милости нам не дано знать, при каком сочетании знания истины и степени неверия грех становится непрощаемым. Мы также не можем со всей уверенностью сказать, что тот или иной брат совершил грех, который ему не простится.

Хотя и нельзя определить, какой грех является не- прощаемым, можно говорить о том, какой грех может быть прощен. Я надеюсь, что ниже сказанные мной слова помогут найти облегчение тем, кого мучает совесть.

Практически с полной уверенностью можно утверждать, что люди, обеспокоенные тем, что совершили непрощаемый грех, его не совершали. Тот самый факт, что они боятся и встревожены из-за греха, свидетельствует в их пользу. Человек, который согрешает непрощаемым грехом, вряд ли станет беспокоиться по поводу спасения или бояться быть изгнанным во тьму. Такого человека отличает безразличие к судьбе своей собственной души, ожесточение сердца и молчащая совесть. На этом вопрос о непрощаемом грехе можно закрыть, подведя следующий итог: такое явление, как непрощаемый грех, существует, но люди, которые боятся, что совершили его, скорее всего, в нем не виновны.

Здесь стоит привести цитату из работы Томаса Фулера об угрызениях совести: «Грех против Духа Святого сопровождается двумя симптомами: отсутствием малейшего раскаяния и малейшего желания получить прощение за грехи. Если вы действительно можете сказать, что грехи ваши угнетают вас, что вы жаждете освобождение и готовы отдать все ради него, будьте уверены, что вы еще не совершили, и по Божьей милости, никогда не совершите непрощаемого греха. Возможно, вы и были очень близки к тому, чтобы совершить непрощаемый грех, как говорил Давид Ионафану: «Один только шаг между мною и смертью», но обретите уверенность в том, что вы еще не виновны в таком грехе».)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 3:31−35

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

В предыдущем отрывке мы прочитали о том, что книжники обвинили Иисуса в союзе с дьяволом. Они говорили о Христе, что «Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя».

Однако эти абсурдные обвинения были не единственной проблемой, с которой должен был разобраться наш Господь. Евангелист Марк сообщает нам, что «пришли матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его». Эти люди не видели смысла в той жизни, которой жил Иисус. Они, без сомнения, любили Его, но это не мешало их попыткам отвлечь нашего Господа от Его служения и убедить Его поберечь Себя. Вряд ли они понимали, что делали! И вряд ли они обратили серьезное внимание на слова, которые Иисус сказал, будучи двенадцатилетним мальчиком: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк 2:49) **.

(**Заметки Скотта по поводу поведения матери Господа в данном случае достаточно интересны: «Ясно, что подобные намеки на духовное состояние Марии были не случайно помещены в текст Писания. Таким образом Библия свидетельствует против идолопоклоннического почитания, которое по сей день оказывается Марии, матери Иисуса, огромным множеством людей. Мария, несомненно, была прекрасным и достойным уважения человеком, но она была очень далека от совершенства. О ней стоит помнить и стоит чтить ее, но ей никак нельзя поклоняться».

Мал что так сильно расходится с учением Библии, как учение Римско-католической церкви о заступничестве девы Марии и о пользе молитвенных обращений к ней. А учение о непорочном зачатии самой девы Марии, недавно принятое Римско-католической церковью, — не что иное, как выдумка человека, т.к. нигде в Библии оно не подтверждается. Святая и благословенная Мария сама признавала, что была рождена во грехе так же, как и все остальные люди, и нуждается в Спасителе. Если бы это было не так, она бы не сказала такие слова: «И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» (Лк 1:47).

Об отношении отцов церкви к поведению матери Иисуса в этой ситуации написано у Уитби: «Феофилакт обвинял ее в тщеславии и в том, что она старалась отвлечь Иисуса от служения словом. Тертуллиан ставил ей в вину скептицизм. Иоанн Златоуст — тщеславие и слабохарактерность».)

Следует также обратить внимание на стойкость, с которой наш Господь преодолевает все помехи. Ничего не смутило Его. Ни клевета врагов, ни увещевание неразумных друзей — ничто не смогло сбить Его с намеченного пути. Иисус обратил Свое лицо, чтобы идти к смерти и следующей за ней славе. Впереди его ожидали крест и терновый венец. Христос знал, ради чего пришел в этот мир. «Крещеньем должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие свершится!» — говорит Иисус (Лк 12:50).

Верующие должны и в этом брать пример с Христа и не позволять ничему сбивать их с узкого пути, который ведет на небеса. Пусть христиан не смущают ни злые реплики врагов, ни ошибочные советы необращенных друзей и родственников. Отвечайте всем мешающим так, как это делал Неемия: «Я занят большим делом; не могу сойти» (Неем 6:3). Говорите им: «Я взял крест и не могу бросить его».

В этом отрывке содержится важный урок для нас. Мы узнаем о том, кого можно назвать близкими Иисусу людьми. Это Его ученики, те, «кто будет исполнять волю Божью». О таких Иисус сказал, что они Ему «брат и сестра и матерь».

Как много заключено в этих нескольких словах! Какое утешение для верующих содержится в них! Только представьте себе ту любовь, с которой Господь относился к Своей матери, которая родила и вырастила Его. Велика была Его любовь и к своим братьям по плоти, с которыми Он провел Свое детство и юность. Ни одно сердце не способно любить так глубоко и нежно, как сердце Иисуса. И вот теперь Он называет тех, «кто будет исполнять волю Божью», Своим братом, сестрой и матерью.

Пусть эти слова будут утешением для всех христиан. Помните, что есть, по крайней мере, один человек, который знает и любит вас, который заботится о вас и считает частью Своей семьи. Что из того, что вы бедны? Нет причин для стыда, ведь вы брат или сестра Сына Божьего. Что из того, что вас не понимают, преследуют и оскорбляют за веру? Вспомните слова Давида: «Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс 26:10).

Пусть те, кто сегодня смеются и издеваются над верующими, одумаются. Над кем они насмехаются? Над близкими Сына Божьего! Над семьей Царя царей и Господа господствующих! Лучше бы им умолкнуть и хорошенько подумать над тем, что они делают. Ведь у преследуемых ими есть могущественный Друг: «Защитник их силен: Он вступится в дело их» (Притч 23:11).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Марка, 3 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Марка 3 глава в переводах:
От Марка 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.