Библия » Библия говорит Библия говорит сегодня

Откровение 20 Откровение 20 глава

4. ЧЕТВЕРТОЕ ВИДЕНИЕ: ДЬЯВОЛ (20:1−3)

В введении к этой сцене мы уже говорили о невероятных спорах по сути этого отрывка. Сейчас мы рассмотрим значение тысячелетнего заключения сатаны в контексте всего Писания.

Если смотреть в лицо фактам, то создается впечатление, что миллениум еще не настал. Телевидение, радио и газеты ежедневно напоминают нам (хотя и не такими словами), что сатана жив и здоров и благополучно пребывает на планете Земля. Разве можно сказать, что он закован в цепи, брошен в бездонную яму и запечатан? Видение 4, должно быть, описывает событие, которому еще предстоит произойти в будущем, подобно битве из видения 3.

Но что в точности здесь сказано и что может сказать по этому вопросу все остальное Писание?

Во-первых, событие: сатана схвачен и закован в цепи. Каким бы образом не трактовали это комментаторы и что бы ни говорил об этом окружающий нас мир, но самыми весомыми являются слова Самого Христа. И именно в учении Христа мы находим единственное библейское упоминание о связывании сатаны. Все три синоптические Евангелия передают притчу о «сильном с оружием», который «охраняет свой дом», так что «в безопасности его имение» (Лк 11:21; Мк 3:27; Мф 12:29). Далее в истории описывается приход «сильнейшего его», чья цель — ограбить сильного, похитить его имущество. Пришелец «нападает на него и побеждает его» (Лука) и «связывает» его (Матфей и Марк). Теперь мы из контекста знаем, что эта история была рассказана специально с целью проиллюстрировать нечто, что произошло с сатаной, причем произошло во время воплощения. С Первым пришествием Христа пришло и Царство Божье. Христос ходил и изгонял злых духов, чтобы продемонстрировать именно то, что сатана, несмотря на свою силу, был схвачен и закован в цепи. Мы можем по-прежнему спрашивать себя, что на практике стояло за его «заключением» — ведь Создается впечатление, что он еще в большой мере был свободен; но невозможно уйти от того факта, что одно и то же слово и одно и то же действие — «связывание» — являются общими для Откровения 20:2 и Евангелия от Марка 3:27.

Во-вторых, цель: сатана закованным брошен в бездну, «дабы не прельщал уже народы». Опять же, может показаться довольно-таки невероятным утверждение, что даже в таком положении он не может прельщать народы и что он действительно со времен Христа не в состоянии это делать; уж конечно, он продолжает обольщать их, и разве это не доказывает, что миллениум еще впереди?

Но давайте задумаемся о том, что говорится о народах в Писании η целом. Благословение к ним придет через семя Авраама, свет — через обещанного служителя Господа; и когда Христос рождается, престарелый Симеон узнает в лежащем у него на руках младенце Семя и Служителя, свет к просвещению язычников и славу народа Израиля (Быт 22:18; Быт 49:6; Лк 2:32). Во время земной жизни Иисуса это «необольщение народов» предвещается посещением волхвов, а непосредственными его примерами являются такие эпизоды, как Его общение с римским сотником, женщиной-хананеянкой и еллинами (Мф 2:1−12; Мф 8:5−13; Мф 15:21−28; Ин 12:20 и далее).

История Церкви развивается по тому же самому образцу: люди «из всякого народа под небесами» приходят к ее колыбели в день Пятидесятницы, а ее рост знаменуется обращением самаритян, римлян и еллинов. (Деян 2:5; Деян 8:5 и далее 10; Деян 11:19 и далее). Рядом с предсказанием Христа о том, что Евангелие будет проповедано всем народам, которое зачастую понимают в том смысле, что оно исполнится только незадолго до Его Второго пришествия, следует поставить одно поразительное утверждение Павла. Он говорит, что уже тогда, в середине первого столетия, Евангелие было «.возвещено всей твари поднебесной» (Мф 24:14; Мк 13:10; Кол 1:23). Что стоит за этими словами Апостола? Ясно, что всемирная евангелизация, о которой он говорит, не означает, что Евангелие проповедано каждому отдельному народу, не говоря уже о каждом отдельном человеке. Но произошло то, что Евангелие стало в целом доступным всем народам, а не только одним евреям. С тех пор как пришел Христос, оно стало всемирным в том смысле, в каком никогда не было «во времена неведения» (Деян 17:30). Поэтому думается, что будет вполне в духе Писания усматривать в миллениуме Откровения 20:3 период, в течение которого сатана уже больше не в состоянии удерживать в заточении народы, которые до тех пор, пока Христос не пришел и не связал его, находились всецело в его власти. С этим согласуется и связь, которую Христос устанавливает между изгнанием сатаны и посещением еллинов, желавших говорить с Ним (Ин 12:20−32), а также между падением сатаны и первым евангелистским путешествием, описанным в Евангелии от Луки 10:17−18. Каждый раз, когда мы видим, что к Церкви прибавляется новообращенный, неспособность сатаны обольщать народы проявляется с новой силой.

Таким образом, «тысяча лет», которая, по нашему мнению, началась с Первым пришествием Христа, сейчас в самом разгаре. Это «тысячелетие» эквивалентно «трем с половиной годам», в течение которых свидетели сцены 3 проповедуют миру, а жена сцены 4 живет в пустыне. Но в конце этого периода, согласно второй половине стиха 3, настанет момент, когда с сатаны «на малое время» будут сняты ограничивающие его цепи, в которые его заковала Церковь.

В Писании существует множество мест, параллельных этому. Их можно легко найти не только в Откровении, но повсюду. В них также говорится об освобождении сатаны, наступающем в конце миллениума. Эти параллельные места подтверждают нашу трактовку. В сцене 3 два Божьих свидетеля, беспрепятственно проповедовавшие в течение трех с половиной лет, вынуждены умолкнуть на три с половиной дня. В сцене 4 мы видим, как зверь из моря после получения им смертельной раны оживает; и хотя мы сочли эту способность «воскресать» неизменной характеристикой безбожного общества сатаны, но нам не следует удивляться, что она также является слепком с поворотов судьбы самого сатаны. В Сцене 6 за периодом семи голов — для Иоанна это время, в которое он живет, — следует период десяти рогов — для Иоанна это будущее. И этот период также будет характеризоваться неслыханным оживлением злых сил в конце времен. То же и здесь, в сцене 7: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы» (ст. 7−8).

В главе 2 Второго послания к Фессалоникийцам Павел описывает то, что будет непосредственно предшествовать возвращению Христа: «придет прежде отступление... откроется человек греха, сын погибели» (ст. 3). На данный момент божественная власть «ограничивает» его, хотя в некоторых отношениях, конечно, «тайна беззакония уже в действии» (ст. 6−7). Но когда ограничения будут сняты, то весь мир увидит «действие сатаны... со всяким неправедным обольщением» (ст. 9−10). Несимволические предсказания Павла столь заметно перекликаются с символическими пророчествами 20 главы Откровения, что трудно поверить, будто эти два отрывка могут относиться к разным обстоятельствам.

Если фрагмент послания к Фессалоникийцам, описывающий конец Церкви, действительно параллелен тому месту в Откровении, где говорится о конце миллениума, то это устанавливает взаимосвязь между миллениумом и Вторым пришествием; ибо здесь сказано, что именно славное Второе пришествие Христа — «явление Его пришествия» — положит конец последней вспышке зла, которой, в свою очередь (в соответствии с изучаемой нами сейчас главой) завершится тысячелетнее ограничение деятельности сатаны.

И снова становится очевидным, что порядок, в котором Иоанн получает видения, не эквивалентен историческому ходу событий. Видение 3 переносит нас к концу этой эпохи, затем видение 4 возвращает нас к ее началу. Тот факт, что Иоанн видел уничтожение сатаны еще до того, как увидел его скованным, не имеет ничего общего с фактической очередностью этих событий. Эту очередность можно выявить при рассмотрении значения каждого видения в свете всего Писания. Сравните, к примеру, описание миллениума в видениях 4 и 5 с теми главами из Книги Пророка Иезекииля, с которыми его связывает использование имен «Гог» и «Магог» (20:7). Последовательность событий в Откровении 20 следующая: поражение сатаны, воскресение святых для тысячелетнего царствования, мятеж Гога при возвращении сатаны и последняя битва, вслед за которой в главе 21 появляется новый Иерусалим. В последних главах Книги Пророка Иезекииля просматривается примечательная параллель: поражение Едома и воскресение Израиля для длительного мира (35−37), затем мятеж и поражение Гога (38−39), за которым следует видение нового Иерусалима (40−48). Интересный момент: приглашение птиц небесных на пир, формирующее видение 2 (нужно порядочно вернуться назад, к 19:17 и далее; очевидно, это было «до» ниспровержения сатаны и наступления миллени-ума), является, по Иезекиилю, приглашением собирать кости Гога (39:15 и далее) после последнего мятежа видения 5. Иоанн (или Иезекииль, или они оба) меньше озабочен хронологией, чем некоторые из его комментаторов.

5. ПЯТОЕ ВИДЕНИЕ: ЦЕРКОВЬ (20:4−10)

При чтении английской Библии (ПНВ) создается впечатление, что речь идет о двух отдельных группах, о тех, «которым дано было судить», и об «обезглавленных за свидетельство Иисуса... которые не поклонились зверю». Но в греческом первоисточнике нет ни этого разделения, ни слов «также увидел я» перед словами «души обезглавленных...», а написанное Иоанном ближе к следующему: «И увидел я престолы (и они сидели на них, и им дано было судить), и души обезглавленных и тех, которые не поклонились зверю; и они жили и царствовали». На основании этого кажется более вероятным, что престолы суда занимают люди, принадлежащие к одной категории, — живых и царствующих святых, которые были казнены и (или) отказались поклониться зверю (Дан 7:22).

И все-таки тысячелетнее царствование святых, изображенное здесь, в видении 5, при первом чтении столь же таинственно, как и тысячелетнее пленение сатаны в видении 4. Царствование святых начинается «первым воскресением». Ему подлежат обезглавленные за Христа, так что речь, очевидно, идет о мире за пределами смерти. В этом мире они являются «судьями», и это заставляет вспомнить об авторитете, которым Церковь пользуется у людей и ангелов и о которой говорится в Первом послании к Коринфянам 6:2−3; а это, о каком бы мире ни шла речь, определенно является делом будущего. Однако все это имеет место до общего воскресения, о котором говорится в первой половине стиха 5. Если посмотреть на царствование святых с этой стороны, то хотя оно и принадлежит временной жизни, а не вечной, но тем не менее очень отдалено от нашего «здесь и сейчас».

С другой стороны, видение 4 показало, что миллениум является еще одним символом нынешней церковной эпохи. И если спросить, действительно ли описанное в стихах 4−6 находится за пределами нашего мира, то ответом будет: нет. Вполне возможно представить его в контексте нашего мира. Здесь, в нашу эпоху, Божьи люди уже царствуют как цари и священники: Иоанн сказал это в 1:6. Павел высказывается о будущем авторитете Церкви, несравненно более высоком, чем сейчас (1Кор 6:2−3), специально чтобы показать, что она уже способна судить «дела житейские». «Первое воскресение» — идеально доступный для понимания способ, с помощью которого передается то, что во многих местах Нового Завета охарактеризовано как переход от смерти к жизни, то есть второе рождение человека как христианина (Ин 5:24; Еф 2:5; 1Ин 5:11−12). С другой стороны, многие амилленарии понимают эту фразу как переход христианина в момент смерти от этой жизни к следующей; восседающие на престоле святые — это те, кто умерли. Святые — это все те, кто наслаждаются этой новой жизнью; возможно, что в стихе 4 Иоанн проводит различие между теми, кто уже миновал порог физической смерти и теми, кому это еще предстоит. Но они все равно живут и царствуют с Христом. Стих 5 можно понять в том же самом смысле; если бы Бог не «оживотворил нас со Христом», то мы бы оставались «мертвыми по преступлениям нашим» до конца света, до того дня, в который даже нечестивые воскреснут (хотя и не к вечной жизни) по голосу Сына Человеческого (Еф 2:5; Ин 5:28). О второй смерти мы поговорим позже, при рассмотрении стиха 14.

Стих 7 становится точкой, в которой сходятся видения 4 и 5. Тысяча лет, в продолжение которых святые царствовали, а деятельность дьявола пресекалась, заканчиваются военным катаклизмом. Имена и названия мест отличаются, но может быть только одно сражение, которое носит столь вселенский характер и результаты которого столь бесповоротны, как в показанной здесь войне. Это, скорей всего, и есть Армагеддон сцены 5, когда «цари земли всей вселенной» собираются на «великий день Бога Всемогущего» (16:14 и далее); это, вероятно, описанная в сцене 6 (7:14) схватка между десятью рогами-царями и Агнцем, который есть Царь царей; это, должно быть, та же самая война, о которой рассказывает третье видение той же самой сцены, где зверь собирает «царей земных и воинства их» на битву с Всадником на белом коне и погибает вместе со всем своим воинством (19:19−21). В каждом случае корни слишком очевидны, и эти отрывки не могут быть не чем иным, кроме как различными описаниями одного и того же события — последней в истории битвы. Кто бы ни был фактическим врагом, выступающим в пророчестве Иезекииля под именем «Гога в земле Магог» (38:1), но в Откровении он не может быть какой-то конкретной злой силой, или даже совокупностью сил; масштаб конфликта исключает подобную возможность. Обратите внимание на размах видения. В нем под знаменами Гога собираются не просто «цари земли всей вселенной», а «народы, находящиеся на четырех углах земли... как песок морской». Обратите внимание на глубину смысла, когда два ярких образа сливаются в один, чтобы описать Церковь, — одновременно и небесный город, имеющий основание, и стан для тех, кто на земле являются странниками и изгнанниками (Евр 11:9−10, 13). Обратите внимание на высоту, с которой на врага обрушивается погибель, когда Сам Бог вмешивается, а Господь Иисус является «с неба, с Ангелами силы Его» (2Фес 1:7); и обратите внимание на длительность наказания, которое следует за окончательным низвержением сатаны, — он будет «мучиться день и ночь во веки веков».

Все это — самые подлинные реалии. Иезекиилевское имя «Гог» распространяется на всех, «не познавших Бога и не покоряющихся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес 1:8). Вот так в конечном итоге обстоят дела. В конце будут только Христос и сатана. Христос и те, кто с Ним, будут вечно жить. Сатана и те, кто с ним, будут вечно умирать. Между ними двумя люди ежедневно делают выбор — пока у них есть такая возможность.

6. ШЕСТОЕ ВИДЕНИЕ: ПОСЛЕДНИЙ СУД (20:11−15)

До сих пор мы говорили о том, что в этой сцене нам показаны реалии, лежащие в основе всего, причем даже на более глубоком уровне, чем в сцене 4. Та сцена описывала «драму истории», силы добра и зла и космический конфликт, в который они вовлечены. Конфликт приводил в движение механизм исторического процесса. Дело в том, что причиной конфликта стало столкновение и частичное совмещение старой эпохи, в которой сатана незаконно захватил власть и стал «князем мира сего», с новой эпохой — эпохой Царства Божьего. Новая эпоха началась с Первым пришествием Христа, в то время как старая закончится с Его Вторым пришествием.

Оба этих исторических события подлежат конкретной датировке. Данная сцена описывает ту же самую драму, а начало и конец «тысячелетия» здесь совпадает с началом и концом «трех с половиной лет» там. Но все упрощено. Историческая обстановка, являющаяся фоном воплощения Христа в главе 12, и сложная борьба глав 13 и 14 сведены к еще более схематичному плану. Первые пять видений этой «драмы, стоящей за историческим процессом», показывают просто Христа и Его победу, сатану и его поражение, а также Церковь, жизнь которой является ареной, где разыгрывается битва между Христом и сатаной. Таков характер сцены 7; седьмая сцена Откровения посвящена именно этим вопросам, что вполне согласуется со сделанными нами ранее выводами о значении числа семь.

Ее шестая часть сходна с соответствующими частями почти всех других сцен — большинству из них присуще ощущение законченности. Сцена с печатью 6 показывает предсмертные судороги мира, труба 6 возвещает последнее Божье предупреждение, в видении 6 четвертой сцены появляются последние язвы, из чаши 6 изливается последнее Божье наказание, а в шестом слове в последний раз упоминается Вавилон.

Мы можем предположить, что здесь сойдутся два направления мысли. Тогда в 20:11−15 мы увидим нечто наивысшее и окончательное в двух смыслах: фундаментальную реальность, как во всей остальной части сцены 7; и прекращение чего-то, как во всех остальных шестых частях. И так оно и оказывается. Это конец сотворенного порядка (ст. 11), конец всех, чьи имена не вписаны в книгу жизни (ст. 15), и конец власти смерти, «последний враг истребится — смерть» (ст. 14; 1Кор 15:26). Последняя великая реальность, основная и неизбежная, — суд: оплата всех счетов, исправление всего неправильного.

Это может помочь нам понять, кто же именно эти «мертвые», стоящие перед великим белым престолом.

Это могут быть просто духовно мертвые люди, которые, в соответствии с нашей трактовкой видения 5, должны воскреснуть в конце тысячи лет (20:5). Христос учил, что когда человек принимает Евангелие, то «переходит от смерти в жизнь» (Ин 5:24−29). Весь этот отрывок служит прекрасным комментарием к видениям 5 и 6. Когда духовно мертвые слышат голос Христа, то это дает им вечную жизнь (ст. 24−25). Это, возможно, и есть «первое воскресение». Когда Его голос раздастся в будущем, то пробудит всех мертвых (ст. 28−29). Те, кто уже получили духовную жизнь, но с тех пор умерли физически, будут возвращены к жизни во второй раз (воскресение жизни). А те, кто никогда не воскресали из духовно мертвого состояния, пробудятся в первый и единственный раз, просто чтобы принять свою участь (воскресение осуждения). И то, и другое может считаться «вторым воскресением» — в некотором смысле повторением первого. Поскольку святые избавляются от суда (ст. 24), им, может быть, даже не придется стоять перед великим белым престолом, не говоря уже о том, что их не будут судить. В таком случае мертвые из видений 5 и 6 — одни и те же люди, а именно: нечестивые, духовно мертвые.

Альтернативное толкование предполагает, что в видении 6 показаны все мертвые — как святые, так и грешники они являются пред престолом на суд. Таков простой смысл слов, если не связывать их с видением 5; это согласуется с высказываниями Павла о том, что всем нам предстоит явиться на божественный суд (Рим 14:10; 2Кор 5:10); одновременно это не противоречит тому, что святые «на суд не приходят», в том смысле, который вкладывается в это в Евангелии от Ин 5:24, поскольку присутствие их имен в книге жизни снимает обвинения, выдвинутые против них в книге человеческой ответственности.

Возможны возражения против второго взгляда; но в его пользу говорит сказанное нами ранее о месте отрывка в общем плане книги. То, что в нем описано, является фундаментальным, поскольку принадлежит сцене 7; и окончательным, завершающим, поскольку отрывок является шестой частью сцены 7. Иными словами, здесь изображен суд, а более конкретно — последний суд. Поскольку это так, то невольно ожидаешь самых широких мазков кисти и самых смелых цветов; поэтому более простое истолкование имеет преимущества перед более сложным. Возможно, не стоит слишком глубоко вникать в значение слова «мертвые». Может быть, Иоанн просто показывает абсолютную истину: после смерти наступает суд (Евр 9:27).

Единственный дополнительный фактор, но при этом фактор первостепенной важности — это основание, на котором выносится суждение. Сначала открываются книги ответственности и люди судятся «по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (ст. 12). В соответствии со строгим правилом, установленным давно, еще в сцене 1, Христос говорит: «Воздам каждому из вас по делам вашим» (2:23). Тем не менее вечная участь человека зависит не только от этого; ибо еще предстоит открытие книги жизни. Будет ли человеческая душа обречена на мучение в огненном озере или нет, зависит от того, записано ли ее имя в этой книге. Но невозможно уйти от Божественного правосудия. Суд, как и прежде, — по делам; однако встает вопрос: по чьим делам? Книга жизни принадлежит Агнцу (13:8). Также и все, чьи имена вписаны в нее, принадлежат Ему. Его послушание покрывает их грех, и Он действием Своей силы производит в них святость.

Поэтому они считаются праведными благодаря Его праведности. Это праведность им приписывается и одновременно с этим Бог наделяет их ею. Однако тем, кто не приняли стыд греха и славу спасения и чьи имена никогда не были записаны в книге жизни, нечем оправдаться, кроме как своей собственной праведностью; а ее, к несчастью, недостаточно, чтобы избавить их от «второй смерти», смерти души. Высказывание Иоанна в 20:6 подразумевает, что существует «первая смерть», которая властна над святыми и которая предположительно есть смерть тела; без сомнения, именно эти две смерти имел в виду Христос, когда говорил: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне» (Мф 10:28).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Майкла Уилкока на Откровение Иоанна, 20 глава. Библия говорит сегодня.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Откровение 20 глава в переводах:
Откровение 20 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.