1. ПОДГОТОВКА К ПРОРИЦАНИЯМ (22:36 — 23:6)

Чис 22:36−38. Когда Валак, царь Моава, встретился наконец, с Валаамом, то стал укорять его за то, что так долго не шел. Не усомнился ли он в способности царя оплатить его услуги? (неужели я в самом деле не могу почтить тебя?). Прорицатель ответил лишь, что вот, теперь он пришел, но говорить будет только то, что вложит Бог в уста его.

Чис 22:39 — 23:6. И оба они пошли в Кириаф-Хуцоф (где находилось это место, теперь неизвестно), и там совершилась подготовка к ритуалам прорицания. Эти ритуалы часто бывали сопряжены с принесением жертв и гаданием по внутренностям животных, так называемой гепатоскопией.

На следующее утро они поднялись на Вамот-Ваал (в русской Библии — высоты Вааловы), откуда могли увидеть часть народа израильского. Вероятно, Вамот-Ваал был какой-то горной вершиной, поднимавшейся над равнинами Моава. Судя по тому, что она называлась именем языческого бога Ваала, в месте этом, по-видимому, совершались хананеями их языческие ритуалы.

Валаам велел Валаку возвести там семь жертвенников, на которых можно было бы принести в жертву семь тельцов и семь овнов… по тельцу и по овну на каждом жертвеннике (сравните 23:14, 29−30).

В Библии мы не находим ни объяснений действиям Валаама, ни иных описаний, похожих на то, что он делал, и нам остается предположить, что подобные жертвоприношения являлись частью какого-то языческого ритуала. После принесения жертв Валаам уединился, чтобы получить откровения от Господа. Валаам продолжал свои попытки вновь вступить в контакт с Богом Израиля, хотя методы, к которым он для этого прибегал, не были предусмотрены израильским Законом. И встретился Бог с Валаамом… и вложил ему в уста то, что он должен был передать Валаку.

2. ПЕРВОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:7−12)

Чис 23:7−12. В первом из своих четырех больших прорицаний Валаам вначале вкратце напомнил, каким образом оказался он здесь, и что ему велено было сделать (стих 7). И затем он спросил, как же проклясть ему Израиль народ, который благословил Бог (стих 8; сравните Быт 12:1−3)? Валаам далее сказал, что, вот, глядя с этой высокой вершины, может видеть благословенных Им, живущих отдельно, которые между народами не числятся. (сравните Втор 32:8−10). Они многочисленны, как песок (сравните Быт 13:16), и быть приравненным к ним в жизни или смерти — значит быть благословенным Богом (Чис 23:10). Валаам говорил так, будто и сам хотел принадлежать к этому народу.

Понятна реакция Валака на его прорицание — ведь оно не походило на проклятие в адрес Израиля (стих 11). Но Валаам мог лишь повторить, что должен говорить то, что влагает Господь в уста его (стих 12; сравните 22:38, 23:3).

3. ВТОРОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:13−26)

Чис 23:13−24. На этот раз Валак пришел для получения нового прорицания на другое место, а именно на вершину горы Фасги (стих 14; сравните 21:20). Тут они возвели еще семь жертвенников и принесли на них в жертву еще семь тельцов и семь баранов. Вновь Валаам отправился в уединенное место, чтобы вступить в контакт с Господом и опять вернулся к Валаку с известием (23:15−17).

И снова были в его прорицании вступительные слова (стихи 18−20), которые прямо возвестили Валаку, что неизменяющийся Бог Израиля обещал благословлять Свой народ и от этого намерения не откажется. Более того, благословлять Он только что приказал и Валааму, и в свете нерушимых обязательств, связывающих Бога с Израилем, нет у Валаама силы делать что-либо иное.

Затем Валаам сказал, что по причине исхода из Египта (сравните 24:8) Израилю свыше даровано процветание (Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастия, 23:21а); Господь обитает в его среде (стих 21б), и народ наделен сверхъестественной силой (стих 22б).

Выражение трубный царский звук надо понимать как символ военной грозы, т. е. в том смысле, что Сам Господь — Воин, ведущий Свои сонмы к победе (сравните Нав 6:5, 2; Пс 46:6; Иер 4:19; 49:2).

Такое могущество делает «волшебство» и «ворожбу» ненужными и бессильными. И все, что остается другим народам, — взирать на Израиль и дивиться Божией милости, которая служит ему защитой (Чис 23:23). «Волшебство» (нахаш), как оно здесь понимается, строилось на изучении предзнаменований. В древности на Ближнем Востоке особым образом наблюдали с этой целью внутренности животных, конфигурацию дыма, форму масляных пятен на воде; предзнаменования видели в дефектах новорожденных, в необычных явлениях погоды и во множестве других вещей.

Колдуны, изучая все это, пытались увязать видимое им с историческими событиями и экстраполировали его на события в будущем.

При «ворожбе» (кесем), возможно, несколько большее значение, чем при актах «волшебства», придавали бросанию жребия (Иез 21:21; сравните толкование на Втор 18:14). Валаам понял, что не быть Израилю побежденным, но, подобно льву, поднимется он и полностью уничтожит своих врагов (сравните Чис 24:9).

Чис 23:25−26. В унижении и страхе Валак просил Валаама, если не проклинать, то и не благословлять Израиль, но Валаам напомнил ему, что он — в руках Господа, и делать может лишь то, что Он ему повелит.

4. ТРЕТЬЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:27 — 24:14)

Чис 23:27−30. В третий и последний раз предложил Валак Валааму проклясть Израиль. В суеверии своем царь понадеялся, что, может быть, на новом месте обстановка окажется подходящей для того, чтобы проклятие возымело силу. Они взошли на вершину горы Фегор, что близ гооода Беф-Фегора (Втор 3:29; 4:46) и неподалеку от стана израильского, разбитого на равнинах Моава. И снова воздвигли тут семь жертвенников и приготовлены были жертвы (сравните Чис 23:1−2, 14), необходимые для ритуала волхвования.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Числа, 23 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.