В ряду новозаветных Писаний книга Деяния Святых Апостолов занимает совершенно особое место. Она создает необходимый «фон» для большинства посланий апостола Павла. В ней представлено логически последовательное описание апостольской деятельности Павла. Насколько «беднее» оказались бы мы без книги Деяния Апостолов! Ведь и при наличии ее мы сталкиваемся с известными трудностями при чтении Павловых посланий; насколько же больше было бы их, если бы не эта книга. Сегодня христианство черпает в ней главные сведения, касающиеся жизни ранней Церкви.

Книга Деяния Святых Апостолов не перестает вдохновлять христиан всех времен. Отраженные в ней ревностность, вера, радость, верность и послушание первых святых служат примером всем верующим. Последователям Иисуса Христа совершенно необходимо по мере сил изучать эту книгу и вникать в нее.

В книге мы находим много удивительных параллелей в описании того, что совершалось апостолами Петром и Павлом.

Чудеса, совершенные апостолами Петром и Павлом:

Петр

  • 3:1−11 Исцеление хромого от рождения
  • 5:15−16 Осененные тенью Петра исцеляются
  • 5:17 Зависть со стороны иудеев
  • 8:9−24 История с Симоном-волхвом
  • 9:33−35 Исцеление Енея
  • 9:36−41 Воскрешение Тавифы

Павел

  • 14:8−18 Исцеление хромого от рождения
  • 19:11−12 Целительная сила платков и фартуков Павла
  • 13:45 Зависть со стороны иудеев
  • 13:6−11 История с Елимой-волхвом
  • 20:9−12 Воскрешение Евтиха

Возможно, Лука защищал таким образом подлинность апостольства Павла; по духовной силе своей и данной ему власти Павел, конечно, не уступал Петру. В этой же, вероятно, связи Лука трижды возвращается к истории Павлова обращения (главы 9, 22, 26). Однако, несмотря на наличие поразительных параллелей в описании служения Петра и Павла, «оправдание» апостольства последнего едва ли составляло главную цель книги. Слишком много в ней и такого материала, который с этой целью не увязывается. К примеру, назначение Семи в 6-ой главе или подробное описание кораблекрушения в главе 27.

Большинство богословов признает, что в книге Деяний Апостолов отражен универсальный характер христианства. Но было ли главной целью писавшего ее доказать это? Лука показывает нам, как Благая Весть достигает самарян, ефиопского евнуха, Корнилия, язычников в Антиохии, бедных и богатых, образованных и необразованных людей, женщин и мужчин и занимавших высокое положение так же, как тех, кто стояли на низших ступенях общества. Может быть, именно с целью подчеркнуть универсальный характер христианства особое место отводится в книге описанию Иерусалимского собора (глава 15). Но в рамки этого объяснения опять-таки не укладывается целый ряд вещей — к примеру, избрание Матфия в главе 1 и уже упомянутое избрание Семи в главе 6.

Так в чем же все-таки состояла главная цель Книги Деяния Святых Апостолов? Ф. Брюс, стоящий на «апологетической» точке зрения, утверждает: «Лука в сущности является одним из первых апологетов христианства. В частности, эта апологетика адресована светским властям, с целью убедить их в законопослушности христианства, и тут Лука несомненно является пионером».

В самом деле, многое в книге Луки подтверждает ту мысль, что написана она была с целью защитить христиан перед римскими властями. Следует подчеркнуть, что гонения на христиан, описанные в Деяниях Апостолов, за исключением двух случаев (имевших место в Филиппах — 16 гл.) и в Ефесе (19 гл.) — всегда религиозного происхождения, и инициаторы их — иудеи.

И все-таки апологетическая концепция может быть оспорена. Очевидна преемственность между книгой Деяния Апостолов и Евангелием от Луки. Это как бы две части одной книги. Стоит хотя бы прочесть первый стих книги Деяний Апостолов, чтобы убедиться в этом. Но ведь Евангелие от Луки в литературу апологетическую никак не вписывается.

Пожалуй все-таки автор книги Деяний Апостолов ставил перед собой задачу преимущественно историческую, и такая точка зрения имеет на сегодня наибольшее число сторонников. Целью Луки было показать «продвижение» Благой Вести от Иерусалима до Иудеи и Самарии «и даже до края земли» (1−8).

Вильям Барклай, одни из исследователей книги Деяний Апостолов, пишет: «Задача Луки состояла в том, чтобы показать распространение христианства, показать, как эта религия, возникшая в глухом уголке Палестины, достигла менее чем за 30 лет Рима». Это так, и именно в этом «секрет» перехода от иудейского к неиудейскому характеру христианского служения, перехода от Петра к Павлу.

При таком подходе становится, кроме того, понятно, почему лаконичный исторический пролог в Деян 1:1 перекликается с Лк 1:1−4. Ведь первые стихи Евангелия от Луки звучат как вступление, написанное историком. Также как у Геродота, Фукидида или Полибия. Поэтому, обе книги Луки носят исторический характер.

Но был ли Лука только историографом? Нет, поскольку книга Деяний Апостолов несомненно является и богословской работой, в которой особенно ясно слышится эсхатологический мотив. Она открывается вопросом эсхатологического характера (1:16), а, завершая ее, Лука опять прибегает к эсхатологической терминологии («Царствие Божие» в 28:31). («Эсхатология» — учение о конечных судьбах мира и человека. — Ред.)

В Деяниях Апостолов подчеркнуто проводится идея Божиего всемогущества: несмотря на многообразные формы упорного сопротивления, Слово Божие распространяется по земле, и люди откликаются на него. Христианство набирает силу, и ничто не в состоянии воспрепятствовать этому. Так что цель второй книги Луки может быть определена следующим образом: объяснить, совместно с первой его книгой, последовательно и свыше направляемый процесс распространения вести о Царстве от евреев к язычникам, от Иерусалима к Риму.

Если корни христианства следует искать в Ветхом Завете и в иудаизме, то каким образом эта религия обрела вселенский характер? Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии от Луки. В том же духе, отвечая на тот же вопрос, развивается и повествование в книге Деяния Святых Апостолов.

В обеих этих книгах «красной нитью» проходит упомянутая эсхатологическая тема. Выражение «Царство Божие», исполненное мистико-пророческого смысла, встречается в Евангелии от Луки 32 раза, а в Деяниях — 7 раз, не считая косвенного указания на Царство в 1:6 (1:3; 8:12; 14:22; 19:8; 20:25; 28:23, 31). Образы, ссылки и намеки эсхатологического характера во множестве «рассыпаны» по книге Деяний Апостолов (1:11; 2:19−21, 34−35; 3:19−25; 6:14; 10:42; 13:23−26, 32−33; 15:15−18; 17:3, 7, 31; 20:24−25, 32; 21:28; 23:6; 24:15−17, 21, 25; 26:6−8, 18; 28:20).

Предложенное понимание не исключает и ряда замечаний и предположений, высказанных выше. Да, Петр и Павел — главные исторические персонажи книги Деяния Святых Апостолов; Петр, служивший обрезанным, и Павел, служивший необрезанным. Да, универсальность Благовестия подчеркивается Лукой в обеих его книгах.

Об источниках, к которым, возможно, прибегал Лука. Под водительством Святого Духа Лука, вероятно, пользовался разными источниками. И первым из них, конечно, его личный опыт. Это видно из местоимений «мы, нас», неоднократно встречающихся в 16:10−17 и в 20:5 — 28:31. Вторым «источником» был для Луки Павел, в обществе которого он провел много времени. Несомненно, апостол много рассказывал своему «доброму доктору» и о своем обращении и обо всех трудностях своего служения. Наконец, какие-то сведения Лука несомненно почерпнул у других свидетелей, с которыми имел случай общаться (20:4−5; 21:15−19).

В Деян 21:18−19. упоминается Иаков, как один из тех, с кем встречался Лука. И от него он мог узнать достоверную информацию, которая легла в основу первых глав книги Деяния Апостолов. Заметим, что эти главы выдают свое «арамейское происхождение». Далее, пока Павел два года находился в заключении в Кесарии (24:27), Лука имел достаточно времени, чтобы заняться тщательной исследовательской работой в Палестине (Лк 1:2−3). Так была создана Лукой, водимым Духом Святым, книга Деяний Апостолов.

Время написания

По всей видимости, книга была написана до разрушения в 70 году Иерусалимского храма. В противном случае столь значительное событие нашло бы отражение на ее страницах. Особенно в одной из ее главных тем: Бог, отвращая Свое лицо от иудеев, отвергнувших Иисуса Христа, обращает его к язычникам.

Едва ли Лука не упомянул бы о смерти Павла, которую по традиции относят к 66−68 гг. по Р. Х., если бы книга не была написана до этого.

Заметим, что и о гонениях на христиан при Нероне, начавшихся после римского пожара в 64 г, по Р. Х., в книге Деяния Апостолов не упоминается.

Итак, богословы обычно принимают как дату написания книги Деяния Святых Апостолов 60−62 гг. по Р. Х. Местом ее написания они считают Рим, либо Рим и Кесарию. Писалась книга в канун освобождения Павла или сразу после него.

Предлагаемый ниже План комментариев на эту книгу составлен на основании двух ключевых текстов моментов в ней. Первой — это ключевой стих в Деян 1:8 «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Вторым ключевым моментом можно считать разбросанные по всей книге сообщения Луки о росте и укреплении Церкви (2:47; 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30−31). Из-за того, что Лука не всегда уточняет, где именно «рост» имел место (2:41; 4:31; 5:42; 8:25, 40 и т. д.), богословы высказывают на этот счет различные предположения.

На четко прослеженной взаимозависимости упомянутых двух факторов — ключевого стиха (Деян 1:8) и семи четко локализованных сообщений о росте Церкви — и строится предлагаемый ниже План.

План книги Деяния Святых Апостолов:

I. Свидетель в Иерусалиме (1:1 — 6:7)

А. Избранные в ожидании (главы 1−2)

1. Вступление (1:1−5)

2. Апостолы ожидают в Иерусалиме (1:6−26)

3. Начало Церкви (глава 2)

Первое сообщение об успехе: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (2:47)

Б. Рост церкви в Иерусалиме (3:1 — 6:7)

1. Оппозиция церкви (3:1 — 4:31)

2. Наказание, совершившееся в церкви (4:32 — 5:11)

3. Преуспевание церкви (5:12−42)

4. Решение административных вопросов (6:1−7)

Второе сообщение об успехе: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (6:7)

II. Свидетельство во всей Иудее и Самарии (6:8 — 9:31)

А. Мученическая кончина Стефана (6:8 — 8:1а)

1. Арест Стефана (6:8 — 7:1)

2. Речь Стефана в синедрионе (7:2−53)

3. «Атака» на Стефана (7:54 — 8:1а)

Б. Служение Филиппа (8:1б−40)

1. В Самария (8:1б−25)

2. Служение Филиппа евнуху-ефиоплянину (8:26−40)

В. Миссия Савла (9:1−31)

1. Обращение Савла (9:1−19а)

2. Начало конфликтов с иудеями (9:19б−31)

Третье сообщение об успехе: «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии… на-зидаясь и ходя в страхе Господнем… при утешении от Святого Духа, умножались» (9:31)

III. Свидетельство «до предела земли» (9:32 — 28:31)

А. Достижение Церковью Антиохии (9:32 — 12:24)

1. Петр готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (9:32 — 10:48)

2. Апостолы готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (11:1−18)

3. Подготовка янтиохийской церкви к возвещению Евангелия «всему миру» (11:19−30)

4. Преследование церкви в Иерусалиме (12:1−24)

Четвертое сообщение об успехе: «Слово же Божие росло и распространялось» (12:24)

Б. Возникновение церквей в Малой Азии (12:25 — 16:5)

1. Самоотверженное служение Варнавы в Савла (12:25 — 13:3)

(Первое миссионерское путешествие, главы 13−14)

2. Миссионерский обход Малой Азия (13:4 — 14:28)

3. Собор в Иерусалиме (15:1−35)

4. Утверждение церквей в Малой Азии (15:36 — 16:5)

(Второе миссионерское путешествие, 15:36 — 18:22)

Пятое сообщение об успехе: «И церкви утверждались» верою и ежедневно увеличивались числом (16:5)

В. Возникновение церквей на побережья Эгейского мора (16:6 — 19:20)

1. Побуждение идти в Македонию (16:6−10)

2. Конфликтные ситуации в Македонии (16:11 — 17:15)

3. Миссионерская кампания в Ахайе (17:16 — 18:18)

4. Завершение второго миссионерского путешествия (18:19−22)

5. «Завоевание» миссионерами Ефеса (18:23 — 19:20)

(Третье миссионерское путешествие, 18:23 — 21:16)

Шестое сообщение об успехе: «С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (19:20)

Г. Павел стремится в Рим (19:21 — 28:31)

1. Завершение третьего миссионерского путешествия (19:21 — 21:16)

2. Заточение Павла в Иерусалиме (21:17 — 23:32)

3. Заточение Павла в Кесарии (23:33 — 26:32)

4. Заточение Павла в Риме (главы 27−28)

Седьмое сообщение об успехе: «Павел… принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе» (28:30−31).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Деяния апостолов, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.