Деян 7:1. Упоминаемым здесь первосвященником был, по всей вероятности, тот же Каиафа, который председательствовал на судах над Господом (Мф 26:57; Мк 14:54; Лк 22:53; Ин 18:13, 24; толкование на Деян 4:5−6).

2. РЕЧЬ СТЕФАНА В СИНЕДРИОНЕ (7:2−53)

Деян 7:2−53. Из записанных в книге Деяний Апостолов эта речь — самая длинная, что говорит о значении, которое придавал ей Лука. Греческий еврей Стефан всей жизнью своей и словами прокладывал путь Благовестию, выводя его в мир, лежащий за границами иудаизма. Но что конкретно из сказанного им в этой речи привело Стефана к гибели? Обвинений, выдвинутых против него, он, если и коснулся в ней, то косвенно; не защите себя посвятил он ее, а обзору истории Израиля и Божиих дел в ней — с одной целью: отстоять правоту христианства. Три главные мысли «красными нитями» проходят через эту смелую речь.

1. План Божий развивается и подвержен изменениям. Ибо в своих отношениях с родом человеческим и, в особенности, с Израилем Бог являет Себя как Начало творящее. Эту мысль Стефан раскрывает в пяти пунктах: а) Обетование Аврааму (стихи 2−8). Осуществляя Свой план относительно человеческой расы, Господь решает вывести Авраама, отца евреев, из Месопотамии в землю обетованную и дать ему 12 внуков, родоначальников будущих 12 колен Израильских, б) Пребывание Иосифа в Египте (стихи 9−16).

Переселение в Египет совершилось во исполнение Божиего предсказания, записанного здесь в стихах 6−7. Для потомков Иакова оно явилось событием, перевернувшим весь их жизненный уклад, в) Освобождение, пришедшее с Моисеем (стихи 17−43). Значительная часть речи Стефана посвящена Моисею и Исходу — еще одному определяющему аспекту израильской истории, г) Возведение скинии (стихи 44−46).

Сама конструкция скинии делала ее переносным сооружением, что, в свою очередь, свидетельствовало о временном ее характере. (Скинией свидетельства она была названа потому, что свидетельствовала о присутствии Бога среди иудеев.) д) Сооружение храма (стихи 47−50). Даже и храм предназначен был быть символом Божиего присутствия, а не действительным домом Бога. Деятельный Божий труд в народе израильском от Авраама до Соломона отмечен был творческим духом «нововведений» и перемен. Проводя эту мысль, Стефан стремился показать: если волей Божией Израиль знал на пути своей истории столько радикальных «перемен», как можно утверждать, что закон и храм — незыблемы и вечны?

2. Божии благословения отнюдь не ограничены землей Израиля и местом расположения храма.

Стефан привел четыре примера: а) Патриархи и вожди израильские были благословлены не в своей земле. Бог воззвал к Аврааму в Месопотамии и дал ему обетование прежде переселения его в Харран (стих 2). В Египте… Иосиф нашел благоволение у фараона, потому что Бог был с ним (стихи 9−10). В землю Мадиамскую…

Моисей был послан Богом (стихи 29−34). (Чтобы подчеркнуть, что Бог благословил Моисея в этой чужой земле, Стефан замечает, что там родилась от Моисея два сына.) б) Сам закон дан был евреям не в их земле, а в пустыне (стих 38). в) В пустыне же была возведена скиния. Скиния свидетельств была у отцов наших в пустыне, говорит Стефан (стих 44).

И они взяли ее с собой во владения народов, изгнанных Богом от лица их (стих 45). г) Из слов Стефана явствовало, что даже их храм не следовало «суживать» в его богословском значении. Как может он, в самом деле, быть местом обитания Божиего, когда в Писаниях прямо сказано: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих (стих 49; Ис 66:1).

3. Прошлое Израиля свидетельствует о его непрестанном противлении Божиим планам и людям, которых посылает Бог. И это — главная мысль в речи Стефана, как явствует из раздела, где она достигает своего апогея (Деян 7:51−53). Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы! Тема эта звучит на протяжении всей речи Стефана, получая раскрытие в ряде конкретных примеров:

а) Вместо того, чтобы из Месопотамии прямо идти в землю обетованную, Авраам на какое-то время остается в Харране (стихи 2−4).

б) Иосиф был продан братьями своими в рабство в Египет (стих 9).

в) Моисей был отвергнут израильтянами (стихи 23−29). Крайне важно в этой связи отметить, что как Иосиф, так и Моисей были приняты «своими» лишь со второго раза (стихи 13, 35−36). Параллель с Иисусом Христом, подразумевавшаяся тут Стефаном, едва ли не дошла до его слушателей.

г) От поклонения истинному Богу Израиль постоянно обращался к идолопоклонству (стихи 39−43). В этом грехе, особенно отвратительном в глазах иудеев апостольского века, конечно же, сказывалось упорное неверие Израиля. Именно за этот грех Бог наказал их изгнанием в Вавилон (стих 43).

д) Смысла и назначения храма, который возвел в своей земле, народ израильский не понял (стихи 48−50). Из слов Стефана ясно следует, что иудеи верили, будто храм — это земное жилище Бога, нечто вроде иудейской «горы Олимп». На деле же он был местом поклонения Богу и вознесения Ему молитв, а не «домом» Его (сравните стих 48 с 3Цар 8:23−53).

Три главные мысли в речи Стефана тесно связаны между собой. Поскольку Богом предусмотрен План в развитии и поскольку благословения Его не приурочены лишь к местонахождению храма, Израилю следует быть настороже, чтобы не стать «камнем преткновения» на путях осуществления Отцом Небесным Его намерений, как это неоднократно бывало в прошлом (стих 51). Между тем, они становятся этим «камнем», препятствуя Божией работе через Церковь и не желая признавать действия Его благословений за пределами Израиля. Сказанное Стефаном в конце его речи имело непосредственное отношение к тому, в чем его обвиняли (6:11−14).

Возникает хронологическая проблема в 7:6, где сказано, что Израиль будет в порабощении и притеснении лет четыреста. В Гал 3:17 Павел говорит о 430 годах, имея в виду период от получения обетования Авраамом (Быт 15:13−16) до заключения Синайского завета. Разница между 400 и 430 легко объяснима тем, что Стефан прибегал к округленным цифрам. Другое возможное объяснение: 400 лет составляли время фактического рабства, тогда как 430 — время от утверждения завета (Быт 39:9−15) до Исхода, совершившегося в 1446 г. до Р. Х.

Главная проблема, однако, в том, сколько времени пробыл Израиль в египетском рабстве. Если в Гал 3:17 подразумевается, что 430 лет прошло от данного Аврааму обетования (Быт 15) до Исхода, то время, проведенное Израилем в Египте составило бы 215 лет. Но если Деян 7:6 принимать так, как сказано, то рабство израильтян продолжалось 400 лет.

Может быть наилучшее решение проблемы в следующем: обетования были даны Аврааму, Исааку и Иакову (они — все трое — были преемниками Божиего обетования); из Быт 46:1−4 узнаем, что оно было подтверждено Иакову в Вирсавии, на его пути в Египет. От этого момента (когда Бог в последний раз дает обетование патриархам) до Исхода прошло 400 лет.

Другое из кажущихся противоречий у Стефана находим в 7:14. Он говорит о «семидесяти пяти душах» в семье Иакова, но в арамейском тексте как книга Бытия (Быт 46:27), так и книга Исхода (Исх 1:5), говорится о «семидесяти душах». В Септуагинте же и тут и там стоит «75». Считается, что Стефан, как грекоязычный иудей, пользовался Септуагинтой, и этим объясняется его «ошибка». Но чем объяснить это расхождение?

По всей видимости, тем, что соответствующий еврейский текст включает Иакова, Иосифа и двух сыновей его — Ефрема и Манассию (получается цифра 70), тогда как в Септуагинте Иаков и Иосиф опущены, зато включены семь внуков Иосифа (упоминаемые в 1Пар 7:14−15, 20−25). Это «совпадает» с Быт 46:8−26, где перечислено 66 имен, с опущением Иакова, Иосифа и двух сыновей Иосифа.

Еще одно видимое расхождение содержится в Деян 7:16. Из слов Стефана следует, что Иаков был погребен в Сихеме, тогда как в Ветхом Завете ясно говорится, что он и его жена Лия (а также родители его — Исаак и Ревекка и родители его отца — Авраам и Сарра) погребены были в пещере Махпела в земле Ханаанской (Быт 49:29 — 50:13).

Среди погребенных в Сихеме не было Иакова, но были Иосиф и его братья. Вначале Иосиф был похоронен в Египте, но потом перезахоронен в Сихеме (Быт 50:26; Исх 13:19; Нав 24:32). Правда, в книге Иисуса Навина (24:32) говорится только о «костях Иосифа», но очевидно, что и братья его были погребены в Сихеме (хотя Иосиф Флавий оспаривает эту точку зрения).

Что же касается Деян 7:16, то сказанное в этом стихе относится только к «отцам нашим» (подразумеваются также Иосиф и его братья; 7:15), а не к Иакову. Фраза Стефана о гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова (стих 16), представляет еще одну проблему. Судя по книге Бытия (33:19), этот участок земли купил Иаков, а не Авраам. Объяснено это может быть в том смысле, что Авравм «купил эту землю» в лице своего внука Иакова.

Заметим, что благожелательное упоминание о Сихеме, главном городе самарян, не могло «понравиться» судьям Стефана. Но читателям Деяний Апостолов эта его ссылка на Самарию помогла сделать еще один шаг в правильном направлении, т. е. в осмыслении того факта, что Благой Вести суждено было выйти за пределы Израиля (Деян 8).

3. «АТАКА» НА СТЕФАНА (7:54 8:1а)

Деян 7:54−56. Реакцию религиозных властей на речь Стефана легко было бы предсказать: они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Но Стефана это не испугало, ибо он, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. Нам привычен образ Господа Иисуса, сидящего по правую руку Отца (Пс 109:1; Рим 8:34; Кол 3:1; Евр 1:3, 13; Евр 8:1; Евр 10:12; Евр 12:2; 1Пет 3:22). То, что Иисус стоял, возможно, означает, что Он поднялся навстречу Стефану. Деян 7:56 является кульминационным стихом в этой главе по ряду причин.

Прежде всего, в нем подтверждается то, что Христос сказал на суде перед лицом первосвященника (Мк 14:62). И так же, как тогда эти слова Его привели к обвинению в богохульстве, так теперь повторение их Стефаном вызвало яростную реакцию со стороны «религиозников». Далее. Термин Сын Человеческий исполнен тут особого значения.

В Новом Завете он употреблен здесь в последний раз, и это единственный раз, когда в Евангелиях или в Деяниях Апостолов он исходит не из уст Господа Иисуса. Это словосочетание — Сын Человеческий — впервые появляющееся в Дан 7:13−14, показывает, что Иисус есть Мессия. Оно явно эсхатологического характера. (дополнительные толкование на «Сына Человеческого» в Мк 8:31.) И последнее: в Деян 7:56 как бы «слились» два замечательных мессианских текста — Дан 7:13−14 и Пс 109:1. В первом из них подчеркнут вселенский характер правления Господа. Он — не просто один из иудейских правителей; Он — Спаситель мира.

В Пс 109:1 Мессия представлен как Сидящий по правую руку Отца. Этим подчеркиваются не только сила Иисуса Христа и занимаемое Им положение, но и признание Его Отцом как Ходатая (1Тим 2:5). Чем, в свою очередь, доказывается, что люди имеют иной доступ к Богу, помимо храма и священников.

Деян 7:57−58. Членам синедриона не потребовалось много времени, чтобы понять богословский смысл речи Стефана: Израиль виновен; закон имеет лишь временное значение; роль храма тоже преходяща. И, поняв это, они… единодушно устремилась на него, и, выведши за город, стали побивать его камнями. Ибо богохульство подлежало наказанию смертью (Лев 24:16).

Горькая ирония происходившего заключалась в том, что, согласно закону Моисееву, камнями должны были быть побиты еще их отцы, поклонявшиеся «Молоху» (Деян 7:43; сравните Лев 20:2). Юноша по имени Савл разделял чувства тех, кто побивали Стефана камнями. И те, кто совершали казнь, предварительно сложили свои одежды у ног… Савла, чтобы постерег их.

Деян 7:59−60. Со словами, обращенными к Господу, Стефан предал дух свой Ему. Еще за мгновение до этого он молился о врагах своих (сравните Лк 23:34, 46). …Почил — здесь относится к телу, но не к духу. (Об «умерших» — Ин 11:11; 1Фес 4:13, 15.)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Деяния апостолов, 7 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Деяния 7 глава в переводах:
Деяния 7 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.