7:2 Бог славы. Такое выражение вызывает в памяти явления славы Божией народу во времена Моисея: столп облачный (Исх 14:19; Исх 16:10; Пс 104:39), столп огненный (Исх 14:24), славу Господню, явленную на горе (Исх 24:15−18; 2Кор 3:7) и в скинии (Исх 40:34−35; ср. Ин 1:14).

7:4 из земли Халдейской. Область Вавилонии на юге Месопотамии (теперешний Ирак).

7:6 лет четыреста. Согласно Исх 12:40 — «четыреста тридцать лет», но в своей речи Стефан округляет числа; он мог также следовать тексту Быт 15:13, где сказано «четыреста лет».

7:8 завет обрезания. Бог установил этот завет с Авраамом (Быт 7:10−11).

7:14 душ семьдесят пять. Книга Исход (1:5) говорит о семидесяти. Но греческий перевод ветхозаветного текста, которому в основном следует Книга Деяний, и фрагменты книги Исход, найденные среди свитков Мертвого моря, показывают «семьдесят пять». Объяснить число «семьдесят пять» можно тем, что в Исх 1:5 учтены пять потомков Иосифа, упомянутые в Быт 46:20 по переводу Семидесяти (Септуагинта): двое сыновей Манассии, двое сыновей Ефрема и один его внук.

7:16 во гробе, который купил Авраам... у сынов Еммора Сихемова. Стефан очень кратко изложил события, относящиеся к покупке погребальных мест патриархами. Иаков был погребен в пещере на поле Махпела у Хеврона (Быт 50:13); согласно Иосифу Флавию («Иудейские древности», 2.199), братья Иосифа были погребены в Хевроне. Однако кости Иосифа были помещены в земле, которую Иаков приобрел у сынов Еммора (Быт 33:19; Быт 50:25; Исх 13:19; Нав 24:32). Слушающие Стефана знали, что Иаков и его сыновья были погребены в двух различных местах (Хеврон и Сихем).

7:22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской. Исх 2:10 сообщает, что когда младенец Моисей подрос, кормилица, мать Моисея, привела его к дочери фараона, которой он стал «вместо сына»; это подразумевает, что в качестве царского сына он получит египетское воспитание и образование в полном объеме.

7:37 Пророка... как меня. Первое косвенное упоминание Стефаном Иисуса: Он, пусть и отверженный иудеями, является преемником Моисея, превосходящим его.

7:38 в собрании в пустыне. См. ком. к 5:11.

с Ангелом, говорившим ему на горе Синае. Хотя на горе Синай Моисей получил закон от Самого Бога (Исх 20:1, 21), Бог вручил его Моисею и народу посредством ангелов: «Господь пришел от Синая... со тьмами святых» (Втор 33:2); «закон... преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал 3:19; ср. Деян 7:53); «через Ангелов возвещенное слово (т.е. закон) было твердо» (Евр 2:2).

7:44 Скиния свидетельства. Ветхозаветная скиния содержала дарованное Богом свидетельство Его присутствия и обетования в виде ковчега завета и скрижалей Закона (Десятословия). Другими символами присутствия Бога и Его животворной силы были стол предложения (Исх 37:10−16; Евр 9:2), светильник (семисвечник, Исх 37:17−23; ср. Ин 8:12; Откр 1:12−18) и жертвенник курения (Исх 37:25−29), который указывал, что молитвы народа Божия восходят к всевидящему Богу (Пс 140:2; Откр 8:3, 4).

7:51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами. Ветхозаветные метафоры для обозначения людей, непокорных Богу (Исх 32:9; Исх 33:3, 5; Втор 9:6; Втор 10:16; Втор 30:6; Иер 4:4).

7:52 Праведника. Титул, даваемый Господу Всемогущему (Ис 24:16) и Иисусу Христу (22:14; 1Ин 2:1).

7:55 увидел славу Божию. Сияние присутствия Божия и Его престола (ср. Откр 15:8;21:11, 23).

Иисуса, стоящего одесную Бога. Обычно говорится, что Иисус восседает по правую руку Бога, поскольку дело Его завершено (Евр 10:12; Рим 8:34; Кол 3:1), но здесь Он стоит, готовый встретить Стефана. В этом видении Сын Человеческий является одновременно Судьей и Защитником. См. статью «Небесное царствование Иисуса».

7:56 я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого. Видение Стефаном Сына Человеческого на небесах должно было живо напомнить синедриону суд над Иисусом, когда в ответ на их вопрос «Ты ли Христос?..» Он ответил: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк 14:61−62). Стефан утверждает, что видит ныне Самого Иисуса на небесах одесную Бога, а это доказывает истинность всего сказанного им и подтверждает отвержение тех, кто судит Стефана.

7:58 положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. Савл (еврейское имя апостола Павла) был связан с синедрионом (он сам был фарисеем, Флп 3:5) и, возможно, выступил инициатором суда над Стефаном (8:3; 9:1−2).

7:60 не вмени им греха сего. Ср. Лк 23:34.

почил. Эвфемизм, употребленный вместо слова «умер» (Ин 11:11−13).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на Деяния апостолов, 7 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Деяния 7 глава в переводах:
Деяния 7 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.