2:1 дня Пятидесятницы. Пятидесятый день после субботы пасхальной недели (Лев 23:4−7.15.16). Таким образом, Пятидесятница, отмечавшаяся в первый день недели (наше воскресенье), была одним из трех великих израильских праздников. Ей предшествовала Пасха (Лев 23:4−8; Чис 28:16−25); спустя четыре месяца после нее совершался праздник Кущей (Лев 23:33−43; Чис 29:12−38; ср. Ин 7:1−44). Пятидесятницу называют также «праздником седмиц», так как она совершалась через семь недель после Пасхи (Втор 16:10), «праздником жатвы», потому что в это время собирали первые плоды урожая (Исх 23:16), и «днем первых плодов» (Чис 28:26).

все они были единодушно вместе. Там были все апостолы и, вероятно, «человек около ста двадцати», упомянутые ранее (1:16).

2:2 шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Ветер является символом присутствия Святого Духа (Иез 37:9, 13; Ин 3:8); огонь — очищающей силы Святого Духа или Его суда (Мф 3:11, 12).

2:4 все. Все сто двадцать человек (1:15). См. Иоиль 2:28, где говорится об излиянии Духа Божия «на всякую плоть».

исполнились... Духа Святаго. Сошествие Духа является исполнением обещанного в Лк 24:49 и Деян 1:5, 8; однако из этого не следует, будто в ветхозаветное время Дух Святой не пребывал с народом Божиим и не действовал в его среде (см. «Дух Святой» — Пс 50:13 и Ис 63:10−11; «Дух Господень» — Суд 3:10; 1Цар 10:6; Ис 11:2). См. статью «Утешитель: служение Святого Духа».

как Дух давал им. Не может быть христианского служения и духовного роста без Божиего участия (Еф 2:10; Флп 2:12, 13).

Работа Духа Святого.

2:5 Иудеи, люди набожные. Т.е. благочестивые иудеи (ср. Лк 2:25; Деян 8:2; 22:12), прибывшие в Иерусалим для празднования Пятидесятницы.

2:8−11 Перечисление представителей пятнадцати народностей начинается с восточной группы, в пределах нынешних Ирана и Ирака («Парфяне... Мидяне... Еламиты, и жители Месопотамии», т.е. куда были отведены иудеи, плененные Ассирией и Вавилоном). Далее следует запад, Иудея, затем — север, Малая Азия (Каппадокия, Понт, Асия, Фригия и Памфилия), после чего — Северная Африка (Египет и части Ливии, прилежащие к Киринее) и, наконец, Рим Список заключают две далеко отстоящие друг от друга области: остров Крит и Аравия.

Пришедшие на празднование Пятидесятницы.

2:15 теперь третий час дня. Соответствует девяти часам утра. В праздничные дни обычно постились, по меньшей мере, до четвертого часа. Так что обвинение в пьянстве было безосновательным.

2:17−21 Это цитата из Иоиль 2:28−32 по греческому тексту ВЗ. Слова Иоиля, пророка Божия, авторитетны и достоверны, и Петр утверждает, что сказанное им — слово от Бога. Цитата дается в целом по тексту Иоиля. Слова «в последние дни» (ср. Ис 2:2; Ос 3:5; Мих 4:1; 1Пет 1:20; 1Ин 2:18; 1Тим 4:1; 2Тим 3:1) выражают эсхатологическое истолкование Петром слов Иоиля. По толкованию Петра, эти слова относятся к новому завету, противопоставленному времени первого, уже минувшего ветхого завета (Евр 8:7; Евр 9:1).

2:22 Иисуса Назорея. См. 6:14; 10:38; 22:8; 26:9; Лк 18:37; Лк 24:19. В своей проповеди Петр выделяет самые важные моменты: смерть Иисуса (ст. 23), Его телесное воскресение (ст. 24−32), Его вознесение (ст. 33), Его воцарение (ст. 34, 36) и Его победу при Втором пришествии (ст. 35).

засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями. Хотя факт происхождения Иисуса из Назарета был для некоторых камнем преткновения (ср. Ин 1:46), Бог ясно засвидетельствовал, что Иисус и есть Мессия. 23 по определенному совету и предведению Божию. Хотя нечестивые люди, иудеи и язычники (4:27−28), по собственной воле предали Иисуса на смерть, их действия были попущены Богом с определенной целью (ср. 2Пар 25:16; Иер 21:10; Дан 11:36; Деян 17:26) и при постоянном промыслительном водительстве Божием. Богом была предопределена смерть Сына Его, но ответственность за преступное распятие Иисуса Он возлагает на человека (3:17−18; 4:27−28; 13:27). Иудеи не могли оправдаться, обвиняя в смерти Иисуса римлян: они сами обратились к римлянам с просьбой распять Его. Петр учит, что ответственность лежит на иудеях (3:15; 4:10; 5:30; 10:39).

пригвоздив. Лука вновь подчеркивает, что Иисус претерпел мучительную римскую казнь через распятие (Лк 24:39).

2:25 Давид говорит. В Пс 15 Давид, в первую очередь, пишет о себе и своих страданиях, но в приведенных здесь стихах он говорит об Иисусе (ст. 25), Святом Божием, чье тело не узнало тления (ст. 27).

2:33 быв вознесен десницею Божиею. План Божий не заканчивался воскресением Сына Его: Он должен был быть вознесен и занять место, от века принадлежавшее Ему наравне с Отцом (Ин 17:5).

приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил. Здесь излагается учение о Святой Троице: Петр показывает, как Отец (ст. 32:33) действовал в жизни, смерти, воскресении и вознесении Иисуса, Сына Своего, и как Святой Дух совершил чудо: Его служители заговорили на различных языках.

2:36 В этом важнейшем месте Петр не только утверждает, что Иисус — обетованный Богом Мессия (3:18, 20; Ис 11:1; Лк 4:18−21), но что Он — прославленный Господь (Рим 10:9; Флп 2:9−11) и победоносный Царь (1Кор 15:24−25; Откр 19:16).

2:38 покайтесь, и да крестится каждый из вас. Покаяние (обращение к Богу с сожалением о грехе) и крещение были важными частями служения Иоанна Крестителя (Мф 3:1; Мк 1:4) и Самого Иисуса (Мф 4:17; Мф 11:20; Лк 13:3, 5), а также аспектами проповеди и учения Церкви (Мф 28:18−19). См. статью «Крещение».

во имя Иисуса Христа. Краткое изложение сказанного у Матфея (28:18−19) — крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа; здесь упомянут только Иисус, поскольку проповедь Петра касалась лишь Его Самого и Его служения.

для прощения грехов. Крещение — знак и печать духовного очищения, которое дарует Дух Святой через прощение грехов (Тит 3:5).

дар Святаго Духа. Дар присутствия Святого Духа, а также дарование прощения (Еф 1:7). Примечательно, что Петр не упоминает здесь о ниспослании дара языков. Два дара: прощение и пребывание Святого Духа — должны рассматриваться как существенно важные для того, чтобы верующие принесли «плоды» Духа в жизни (Гал 5:22−23) и чтобы проявились различные дарования, которые Дух благоволит послать в разное время отдельным верующим (1Кор 12:4−11).

2:39 Петр провозглашает, что спасение через прощение грехов посредством Помазанника Божия, Мессии, обещано иудеям, которые услышат Его проповедь, их детям и всем дальним (т.е. язычникам, Еф 2:11−13). Здесь снова кратко выражено содержание Книги Деяний: благовествование предназначено и иудеям, и язычникам — «всем, кого ни призовет Господь Бог наш». Спасение основано на Божием избрании, Его призыве (Ин 6:37; Еф 1:4−5). См. статью «Крещение младенцев».

2:42 пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Краткое изложение основных элементов христианского ученичества: учение Христа о Нем Самом и Его деле (Мф 16:17−19; Лк 24:46), ответственность христиан как Его последователей (Мф, гл. 5−7), общение Христа со Своими учениками (Ин, гл. 13), вечеря Господня — преломление хлеба (Мф 26:17−30) и Его молитва за учеников и совместно с ними (Мф 6:5−13; Лк 11:1−13; Ин, гл. 17).

2:44 Все же верующие были вместе. Это свидетельство о духовном единстве, к которому призывал и Павел (Еф 4:3).

2:45 И продавали имения. См. 4:32: «все у них было общее».

2:46 преломляя по домам хлеб. Это касается обычной ежедневной пищи.

2:47 Господь же... прилагал. Владыка Церкви — Господь, Он Сам Своей державной силой созидает ее (Мф 16:18; 1Кор 3:9).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на Деяния апостолов, 2 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Деяния 2 глава в переводах:
Деяния 2 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.