Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Второзаконие 32 Второзаконие 32 глава

1. ПОЭТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ К ПЕСНЕ (32:1−3)

Втор 32:1−3. Обращение к небу и земле подразумевало, что эта песнь имела значение для всего творения. Всякий, кто последовал бы учению Моисея, выраженному в ней, и всему, что сказано во Второзаконии, стал бы благоденствовать и достиг бы расцвета, подобно зелени и траве под освежающим действием дождя и росы.

Учение это — в прославлении имени Господа, т. е. безгрешной природы Его и чудных Его дел. Всякий израильтянин, который станет серьезно размышлять над этим и уповать на Него, будет благословляем Им в повседневной жизни.

2. ВЕРНЫЙ БОГ И РАЗВРАТИВШИЙСЯ НАРОД (32:4−9)

Втор 32:4. Описание Бога в этом стихе резко контрастирует с последующим описанием народа (стихи 5−9). Он твердыня, «крепость, скала» (сравните 15; 2Цар 22:2−3; Пс 17:2; Авв 1:12), т. е. постоянен и неизменен. Так что стабильная жизнь — удел того, кто «опирается» на Него. Дела Его… совершенны (сравните 2Цар 22:31), и все Его действия по отношению к людям справедливы.

В отличие от древних ближневосточных божеств, которых и сами служители их зачастую считали аморальными и капризными, Господь праведен и истинен… и нет неправды в Нем.

Втор 32:5−9. Но народ Божий настолько развратился, что утратил сходство со своим небесным Отцом. Он действовал неправедно и вел себя аморально.

«Глуп и несмысленен» этот народ, пренебрегающий милостью Бога, создавшего его, и забывающий о мощи Его и силе. Если Израиль, действительно, сомневался в том, что Господь — его Создатель, все, что требовалось ему, — это оглянуться назад, вспомнить свою историю (Вспомни дни древние, стих 7). Призыв помнить насчитывается во Второзаконии шестнадцать раз, начиная с 4:10 и по 32:7. Старцы их могли бы напомнить им, что именно Бог установил пределы расселения израильтян (как бы подчинив этому пределы и месторасположение других народов), и что Израиля Всевышний удостоил великой чести, сделав его Своим народом и Своим наследственным уделом.

3. СВОИМ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ИЗРАИЛЬ ОБЯЗАН ГОСПОДУ (32:10−14)

Втор 32:10−14. Под пустыней, о которой тут речь, могла подразумеваться не только та пустыня, где евреи скитались сорок лет, но и Египет, «страна их печали», где угнетавший их фараон задумал пресечь и самый род их, приказав убивать у евреев новорожденных мальчиков. Но Бог ограждал его и смотрел за ним. Бог оберегал Израиль, как зеницу ока Своего (сравните Пс 16:8; Притч 7:2; Зах 2:8).

Образ орла, употребленный здесь, говорит о Божией любви как о нежной и мудрой отеческой любви. Подобно орлу, который всегда настороже, чтобы в случае необходимости «принять птенцов своих на крылья свои», действовал и Господь по отношению к Израилю в страданиях его и испытаниях.

Последние два стиха звучат как пророчество о пребывании Израиля в Обетованной земле, где Бог станет питать его маслом., молоком… и туком… овнов Васанских (Васан — плодородная земля, лежавшая на восток от Киннеретского моря, позднее названного морем Галилейским), пшеницею и вином.

Под медом из камня, видимо, понимался мед, который пчелы в местах, лишенных леса, откладывают в расщелинах скал. А под елеем из твердой скалы — оливковое масло, получаемое из маслин растущих в горах.

4. В ПРОЦВЕТАНИИ ИЗРАИЛЯ — ПРИЧИНА ЕГО ОТСТУПНИЧЕСТВА (32:15−18)

Втор 32:15. Многие христиане на опыте знают, что преуспевание — это порой испытание более трудное, чем несчастья разного рода. Ибо они напоминают верующему, как остро нуждается он в Божией помощи, но «при полном благополучии» ему легко забыть Бога. Так, утучнев… отолстев и разжирев, т. е. достигнув высокого благосостояния, Израиль оставил Господа (презрел твердыню спасения своего; сравните толкование на 32:4).

Втор 32:16−18. Народ стал поклоняться идолам, а в сущности бесам (сравните Пс 105:37), забыв Заступника родившего его (стих 18). В сильном демоническом влиянии и в самом деле видится причина того, что в древности народы Ближнего Востока, в том числе и Израиль, пребывали в столь крепких тисках идолопоклонства. Возможно, именно об этих стихах Ветхого Завета думал апостол Павел, когда писал: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Кор 10:20).

5. ГОСПОДЬ ПОКАРАЕТ ИЗРАИЛЬ (32:19−27)

Втор 32:19−22. Отступничество Израиля (стихи 15−18) пробудит в Иегове великий гнев (стихи 19−22), который Он изольет на евреев, сынов Своих и дочерей Своих (стих 19), которые поклонились суетным идолам и воздали им честь, тогда как ни один из них «богом» не является (раздражили Меня не богом; стих 21; сравните стих 16).

В Своем праведном гневе Бог лишит их Своего благодатного присутствия (сокрою лице Мое от них, стих 20) и покарает Израиль, дав одерживать над ним победы темным силам языческих племен, лишенных истинного богопознания (Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их).

Втор 32:23−27. В стихах 19−22 лишь в общих чертах рисуется грядущий «суд» Его; в стихах 23−27 читаем об этом подробно. Голод, эпидемии, гибель от зубов диких зверей и от ядовитых пресмыкающихся (стих 24) придут на Израиль; разразятся жестокие войны (стих 25), в ходе которых люди от мала до велика будут погибать от меча (сравните Иез 5:17; 14:21). Относительно того, чтобы «рассеять» заслуживший это Израиль и изгладить самую память о нем, Господь говорит, что отложит это, чтобы враги Его народа не усомнились в том, что Господь сделал все сие и не приписали себе заслугу наказания Израиля (стих 27).

6. ОТСУТСТВИЕ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ У ИЗРАИЛЯ (32:28−33)

Втор 32:28−33. «Все сие» постигнет израильтян за то, что они окажутся неспособны предусмотреть катастрофические последствия своего мятежного поведения (стих 29), хотя сверхъестественный характер Божиих кар будет очевиден (стих 30). Не может один человек нанести поражение тысяче воинов или двое — десяти тысячам (тьме); речь идет о каких-то сокрушительных поражениях израильтян от руки их немногочисленных врагов в будущем, когда Господь, Заступник израильтян, не предаст их в руки неприятелей.

Победу тех («суд») да не приписывают какому-то божеству врагов Израиля (стих 31), ибо заступник их — не таков как наш Заступник. Но язычники явятся орудием Божией казни. Столь порочны и злы будут каратели Израиля (включая ассирийцев и вавилонян), что прообраз их видится Моисею в Содоме и Гоморре, и «плоды», приносимые ими (ягоды их) он называет ядовитыми и горькими (стихи 32−33).

7. СОСТРАДАНИЕ БОГА И ЕГО ОТМЩЕНИЕ ВРАГАМ ИЗРАИЛЯ (32:34−43)

Втор 32:34−35. Хотя Господь и позволит Своим врагам покарать Израиль, Он не снимет с них ответственности за совершенное ими зло и воздаст им за него (сравните стих 41, 43). Пути Господни и сила Его — превыше их понимания, и уготованное им как бы запечатано… в хранилищах Его.

Втор 32:36−38. Подвергая «судам» народ Свой, Господь проявит и сострадание к нему, когда увидит, что рука их ослабела (в значении «ослабела их гордыня, их упование на собственные силы и на ложную твердыню» — на чужих богов). Окончание стих 36 звучит как образное свидетельство о массовом истреблении народа, так сказать, «от мала до велика».

Втор 32:39−43. Израиля Бог судил не с целью уничтожить его, но желая привести его к осознанию того факта, что нет Бога, кроме Господа, и что только Он властен над смертью и жизнью (стих 39).

Поднимать руку было принято, давая клятву, и Бог прибегает к этому жесту (сравните Быт 14:22; Исх 6:8; Неем 9:15; Пс 105:26; Иез 20:5).

Когда же Израиль осознает то, что должен осознать, Бог отомстит врагам Своим (Втор 32:41, 43; сравните стих 35). В сущности речь в этих стихах идет о «мщении» Господа всем ненавидящим Его, т. е. упорно Ему сопротивляющимся, — как в среде Израиля, так и в стане противников его, карающих Израиля по воле Божией. Но конечной целью этих «кар» является очищение (и освобождение) Его народа.

Радоваться «очищению» Богом земли от ненавидящих Его призываются в песне Моисея не только иудеи, но и другие народы (в русск. Библии — язычники).

В. Приготовление Моисея к смерти (32:44−52)

1. ПОСЛЕДНИЙ НАКАЗ МОИСЕЯ НАРОДУ (32:44−47)

Втор 32:44−47. Произнося все слова песни этой (стихи 1−43), Моисей наказал народу серьезно поразмыслить над ними (положить их на сердце). Если они станут размышлять над неотвратимостью и суровостью наказания, грядущего на них за отступничество, то и песнь Моисея будет напоминать им об этом, удерживая от мятежного неповиновения Господу. Страх ради спасения, которым дышала песнь, они постараются внушать и детям своим, завещая им исполнять все слова закона сего.

В заключение Моисей вновь напомнил израильтянам, что самое существование их, процветание и долгое пребывание в земле (сравните 5:16; 6:2; 11:9; 25:15) зависят от исполнения ими Божиих заповедей.

2. ПОВЕЛЕНИЕ БОГА МОИСЕЮ ПОДНЯТЬСЯ НА ГОРУ НЕВО (32:48−52)

Втор 32:48−52. Горой Нево называлась одна из самых высоких вершин в системе Аваримского хребта (на территории Моава); она поднималась над северной оконечностью Мертвого моря. Здесь-то, за пределами Обетованной земли, и должен был умереть Моисей, хотя Бог милостиво позволил ему увидеть землю издали (стих 52) прежде, чем он умрет. Причина наказания Моисея известна из Чис 20:1−13. Бог приказал ему во время пребывания иудеев в пустыне обратиться к скале со словами, чтобы дала воду для народа, роптавшего против него и Аарона.

Но Моисей, ослушавшись Господа, дважды ударил по скале, вместо того, чтобы «говорить» к ней (Чис 20:11); из-за этого у свидетелей происшедшего могло возникнуть предположение, что это Моисей добыл для народа воду, а не Господь дал ее. Очевидно, и самому Моисею показалось тогда недостаточным «говорить» к скале, и он предпочел ударить по ней. За этот акт неверия и за то, что не воздал Богу должной славы (не явили — (он и Аарон) — святости Его) перед народом, и потерял Моисей свое право ввести народ в Обетованную землю.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Второзаконие, 32 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.