в. Освобождение приносят Фола и Иаир (10:1−5)
Фола и Иаир числятся среди так называемых «малых судей», но в период, предшествовавший установлению в Израиле монархии, они в «избавлении» народа сыграли не меньшую роль, чем другие судьи. Представляется, в частности, что судейство Фолы как бы остановило на время процесс нравственного разложения израильтян, который активно протекал при Авимелехе. Что касается Иаира, то его правление в Галааде предварило правление на той же земле следующего заметного судьи — Иеффая.
Суд 10:1−2. Поскольку Фола управлял горной страной, принадлежавшей ефремлянам, а сам был из колена Иссахарова, то под его влияние могло попасть и жившее по соседству колено Манассиино, на территории которого установил свое «малое царство» Авимелех. Судя по тому, что о чужеземных угнетателях здесь не упоминается, слова, что Фола восстал для спасения Израиля, могли означать «спасение» от внутренних раздоров и прискорбного положения дел в народе (в том числе и от последствий Авимелехова правления). Фола был судьею Израиля двадцать три года, пока не умер. Где находился Шамир, место его проживания и погребения, установить не удалось.
Суд 10:3−5. После Фолы Иаир… был судьею Израиля двадцать два года. Он жил (и умер) в Галааде, т. е. на той части территории Манассии, которая находилась за Иорданом. Он был знатным человеком, о чем, по мысли автора, свидетельствует его значительное потомство: тридцать сыновей. О положении, которое занимали сыновья Иаира, говорит, в свою очередь, то, что они ездили на… молодых ослах (сравните 12:14) и владели тридцатью городами. Эти селения Иаира (группа городов на территории Васана) получили свое название от Иаира, который жил раньше (Чис 32:39−42; Втор 3:14); существовали они и долгое время спустя, во всяком случае в дни автора этой книги они были известны под первоначальным своим именем.
Некоторые из богов и богинь народов, в окружении которых жил Израиль
ИМЯ | НАРОДЫ |
1. Ваал |
арамеи, финикийцы, хананеи |
2. Ашера |
арамеи, финикийцы, хананеи |
3. Астарта
|
арамеи, финикийцы, хананеи |
4. Хадад, или Риммон
|
арамеи |
5. Адад (Хадад) |
жители Месопотамии |
6. Хамос |
моавитяне |
7. Милхом (он же — Молох) |
аммонитяне |
8. Дагон |
филистимляне |
7. ИЕФФАЙ ИЗБАВЛЯЕТ ИЗРАИЛЬ ОТ АММОНИТЯН (10:6 — 12:7)
Суд 10:6−16 представляется пространным богословским вступлением к повествованию о судействе как Иеффая (10:7 — 12:7), так и Самсона (главы 13−16), поскольку «угнетатели», названные в 10:7, наступали на Израиля одновременно с востока (аммонитяне) и с запада (филистимляне).
а. Отступление Израиля (10:6)
Суд 10:6. Примечательно численное соответствие между семью группами языческих богов (стих 6) и семью народами, угнетавшими Израиль (стих 11). Ваалы и Астарты, как уже говорилось ранее, были хананейскими божествами (2:13). В пантеоне богов Арамейских числился Хадад или Риммон (4Цар 5:18), а под богами Сидонскими понимались финикийские божества — Ваал и Ашера (3Цар 16:31−33; 18:19). Главным божеством моавитян был Хамос (3Цар 11:5, 33; 4Цар 23:13), а аммонитян-Милхом или Молох (3Цар 11:33); пантеон филистимлян возглавлял бог Дагон (Суд 16:23). Как это ни поразительно, израильтяне поклонялись всем этим богам, а Господа оставили и не служили Ему.
б. Притеснения со стороны аммонитян (10:7−9)
Суд 10:7−9. И вновь наказал Господь народ Свой за уклонение с пути, указанного Им, предав его в руки чужеземных угнетателей. Филистимляне… теснили Израиля на западе (об этом упомянуто в предвестие рассказа о Самсоне в главах 13−16), а Аммонитяне — на востоке (последние мучили сынов Израилевых… восемнадцать лет). Аммон был заиорданским царством, занимавшим территорию северо-восточнее Моава; в дни судьи Аода он выступил против Израиля в союзе с моавитским царем Еглоном (3:12−13).
Аммонитяне не оставляли в покое Галаад — территорию в Трансиордании, которая на юге была заселена коленом Гадовым, а на севере — половиной колена Манассиина. По прошествии какого-то времени аммонитяне стали (вероятно, периодически) переходить Иордан, чтобы докучать коленам Иуды, Вениамина и Ефрема (в центральной части нагорья).
в. Покаяние Израиля (10:10−16)
Суд 10:10−16. В прежние тяжкие времена обращения Израиля к Господу не свидетельствовали о его раскаянии (3:9, 15; 4:3). В дни нашествия на него мадианитян Господь даже послал ему пророка, чтобы прямо указать Своему народу на его нужду в покаянии (6:7−10). Однако на этот раз израильтяне, по-видимому, были охвачены неподдельным раскаянием, судя по их словам: согрешили мы пред Тобою, а также по тому, что продолжали каяться и после того, как Господь отверг их мольбы с горьким упреком: взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас. Не ограничившись на этот раз словами, израильтяне явили свое раскаяние на деле: они отвергли от себя чужих богов, и стали служить Господу. И тогда в Своем сострадании к Израилю Господь «воздвигнул» им освободителя в лице судьи Иеффая.
Суд 10:17−18. Толкование в следующей главе.
Толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых, 10 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.