7) Гимн победы (5:1−31а).

Суд 5:1. Эта древняя поэма первоначально, возможно, входила в одно из таких собраний, как Книга браней Господних (Чис 21:14) или Книга Праведного (Нав 10:13); она представляет собой так называемый «гимн победы» (песнопения этого рода имели большое распространение в Египте и Ассирии 15−12 веков до Р. Х., образчики их хорошо известны современным исследователям).

Автором этого гимна несомненно является сама Девора (Суд 5:7−9), хотя пел его вместе с нею Варак (стих 1). О победе над Сисарою и хананеями говорится в нем как о победе Иеговы, и делается это с сердечной простотой и несомненной искренностью. В гимне, кроме того, приводятся некоторые подробности происшедшего, не упомянутые в главе 4. Важно отметить, что через весь гимн «красной нитью» проходит тема благословения и проклятия.

Победный гимн Деворы делится на пять частей: а) вступление (5:1), б) хвала, возносимая Деворой (стихи 2−11). в) воспоминание о сборе племен на войну (стихи 12−18), г) поражение хананеев (стихи 19−30 д) заключительная молитва о проклятии и благословении (стих 31а).

Суд 5:2−5. После вступления следует призыв прославить Господа за то, что Израиль отмщен и за самое рвение в битве, которое народ показал (стих 2). За славословием, характерным для гимнов такого рода, следует «экскурс в историю» — ради напоминания о прежних делах Господних по спасению Его народа (стихи 4−5). Упоминание о Сеире (сравните Втор 33:2) и Едоме (стих 4; сравните Авв 3:3, где упоминается Феман, один из городов Едома), побудило ряд богословов «поместить» гору Синай сразу на восток от Арабахской долины (лежащей южнее Мертвого моря), но у этой точки зрения не много сторонников.

Суд 5:6−8. Далее Девора описывает недавнее бедственное положение северных племен Израиля (сравните 3:31; 4:2−3), которое продолжалось до тех пор, пока не восстала она, мать в Израиле. В те времена жизнь почти замерла за пределами укрепленных городских стен: опасность от хананеев грозила евреям повсюду. А причиной всему было их идолопоклонство (избрали новых богов).

Суд 5:9−11. Девора славит Бога за верность народу его начальников («князей») и за тех из народа, которые явили «ревность» в защите интересов Израиля. Прославьте за это Господа, призывает она Израиль, обращаясь как к богатым (которые ездят на ослицах белых), так и к бедным (ходящим по дороге), в том числе и к пастухам (стих 11).

Суд 5:12−18. Собственно гимн победы начинается с призыва, обращенного к Деворе и Вараку — приступить к делу. Это они — немногие из сильных, которым подчинил… народ Сам Бог. Следует благословение племен, откликнувшихся на призыв к битве — Ефрема… Вениамина… Махира (так названа здесь часть колена Манассии, жившая на западной стороне Иордана; Чис 26:29; 27:1), Завулона… Иссахара (5:14−15). Из пояснения о Ефреме, «укоренившемся» в земле Амалика (стих 14), следует, что ефремляне жили на центральном нагорье, которое прежде занимали амаликитяне.

Серия упреков (подразумевавших проклятие; сравните с проклятием на израильский город Мероз — стих 23, не пожелавший участвовать в битве) адресована племенам Рувима… Галаада (может быть, подразумевается племя Гада и часть племени Манассии), а также Дана и Асира (стихи 15−17), очевидно, не поддержавших братьев в сражениях с хананеями. Колена Завулона и Неффалима, напротив, удостаиваются высокой похвалы (стих 18; сравните 4:6, 10).

Суд 5:19−22. Цари, о которых здесь речь, составляли союз ханаанских городов-государств, который возглавлялся Иавином Асорским (главнокомандующим его армии был Сисара). Поле битвы включало Фанаах (располагавшийся примерно в 8 км на юго-восток от Мегиддо).

Высоко поэтичен язык гимна: звезды с путей своих сражались с Сисарою; однако этот поэтический образ содержит в себе и мысль об участии «неба» в этой битве. В стихе 21 видится намек на то, что Бог вызвал не свойственный этому времени сильный дождь (хананеи не стали бы рисковать своими колесницами в сезон дождей, на пропитанной водой земле), и ливень обратил высохшее русло р. Киссон (в оригинале она названа «древней рекой») в бурлящий поток, который увлек часть хананейского войска и поглотил его.

Суд 5:23−27. Проклятие произносится на Мероз (может быть, этот город находился на пути бегства Сисары) за отказ помочь в битве Самому Господу, сражавшемуся против сильных (именно так передано окончание стих 23 в англ. тексте). Зато дважды благословляется Иаиль, поразившая Сисару (4:21−22); очевидно, совершенное ею рассматривается как выражение верности завету (возможно, клан Иаили отождествлял себя с израильским народом по линии Моисея). Картину гибели Сисары не следует рассматривать как «описание» акта убийства, скорее — как метафору падения и угасания — шаг за шагом, так сказать, сильного вождя.

Суд 5:28−30. Пафос этого падения усиливается за счет иронического описания того, как ожидает Сисару с поля битвы его мать. Ее тревогой — что долго не идет конница его? — и звучащими в унисон ее собственным надеждам словами ее служанок подчеркивается мрачный (для нее) характер истинной ситуации.

Суд 5:31а. Для гимна, воспевающего победу Иеговы над Его врагами-идолопоклонниками, естественно завершиться как проклятием, адресованным им, так и благословением любящих Господа. Солнце, восходящее во всей силе своей, есть образ дней и лет, отмеченных благословениями свыше.

Суд 5:31б. Освобождение Израиля от власти хананеев в годы правления Деворы принесло земле мир, который длился сорок лет.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых, 5 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.