2. ВРАЖДЕБНОЕ ОТНОШЕНИЕ САУЛА К ДАВИДУ (ГЛ. 18−26)

а. Бегство Давида от Саула (главы 18−20)

1) Давид пользуется всеобщей симпатией.

1Цар 18:1−7. Как это видно из приведенной выше таблицы, Давид был в числе тех, через кого Господь от вечности повел мессианскую династию; Он Сам готовил Давида к принятию им на себя обязанностей царя. Бог дал ему любящее и заботливое сердце пастыря — в те годы, когда он, выполнял нелегкий пастушеский труд, и это весьма пригодилось ему впоследствии как царю. Защищая свои стада от хищных зверей (17:34−36), Давид учился мужеству и проникался чувством ответственности по отношению к живым существам, зависевшим от него.

Он овладел искусством игры на гуслях и, полюбив музыку, сделался натурой чувствительной и эстетически утонченной; впоследствии он стал слагать трогательные псалмы, славившие подвиги и дела Господни. Пребывая в царском дворце в качестве музыканта и воина, Давид обретал опыт управления государством и политическую прозорливость.

И хотя в дни своего тайного помазания он был безынициативен и неопытен, в дни коронации своей, примерно 15 лет спустя, это был совсем другой человек. Но путь, которым он шел к вершине власти, отнюдь не всегда был легок и приятен. По мере того, как росла популярность Давида в народе, портились его отношения с Саулом, ибо царь испытывал болезненную ревность к этой популярности нового героя Израиля.

После потрясшей всех победы Давида над Голиафом Саул вновь взял его во дворец — на этот раз в качестве главнокомандующего (стих 5). Положению Давида при дворе содействовала личная привязанность к нему Ионафана, старшего сына Саула (стихи 1, 3). Сам наследник трона израильского, тот, однако, так полюбил Давида, что снял с себя свои одежды и царские регалии и «возложил» их на юношу — в знак его избрания Богом (18:4; сравните с 23:17). Не раз впоследствии союз дружбы, заключенный ими, послужит к пользе Давида.

2) Ревность Саула (18:8 — 20:42).

1Цар 18:8−16. Когда Давид возвращался, одержав победу над Голиафом, то женщины, приветствовавшие воинов, восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» (стих 7). Сильно огорчило это Саула; терзаемый духом зла (стих 10; сравните 16:14−16; 19:9), он даже пытался пригвоздить игравшего для него Давида копьем к стене (18:10−11; 19:9−10). Но Бог сохранил Своего избранника, популярность которого все возрастала (18:12−16).

1Цар 18:17−30. Видя, что ему самому нелегко будет справиться с Давидом, Саул стал думать, как бы сделать это руками Филистимлян. С этой целью он поощрял его вести войны Господни, а в награду опять обещал ему в жены старшую свою дочь Мерову, которая должна была стать женой Давида и согласно прежнему обещанию царя (17:25). Давид, однако, не спешил принять это лестное предложение, ссылаясь на то, что человек он простой, и намекая на неспособность заплатить выкуп за невесту царского рода (18:25). Шло время, и Мерова была отдана другому — Адриэлу из Мехолы.

Между тем, Саулу… возвестили, что в Давида влюбилась Мелхола, его младшая дочь. И царь стал предлагать ее Давиду, подговорив и слуг своих, чтобы при каждом удобном случае, в частных беседах, те говорили Давиду, что все во дворце, начиная с царя, любят его и ему не следует отказываться от возможности стать царским зятем. Но Давид опять и опять ссылался на бедность свою и незнатность. И тогда Саул в притворной щедрости отказался от вена, но, взамен его, повелел Давиду убить сто филистимлян и в доказательство содеянного принести ему соответствующее число краеобрезаний Филистимских.

Он надеялся, что это не удастся Давиду, и он сам падет от рук их извечных неприятелей (стих 25). Но Давид вдвое перевыполнил «задание» Саула и принес ему двести… краеобрезаний врагов (стих 27). И выдал Саул… Мелхолу… в замужество Давиду, но стал… еще больше бояться его, и сделался врагом его на всю жизнь (стихи 27, 29), Между тем, полководческое искусство Давида приносило ему все больше славы (стих 30).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на первую книгу Царств, 18 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.