Библия » МакАртур2 Серия комментариев МакАртура

1 Иоанна 1 1 послание Иоанна 1 глава

Достоверность Слова Жизни
(1 Иоанна 1:1−4)

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1Ин 1:1−4).

Мы живем в эпоху, когда люди с подозрением относятся к любому виду уверенности или убежденности в истине. Общество отказалось от идеи абсолютов, предпочитая вместо этого произвольно наделять одинаковой ценностью все мнения и философские домыслы. Печально, но под влиянием окружающей культуры современная церковь стала жертвой плюрализма, который, похоже, терпит любые точки зрения кроме догматизма. Например, в сфере толкования Библии существенно набирает влияние новое движение, которое утверждает, будто никто не может с уверенностью сказать, что значит Библия. Согласно этому возникшему мнению, Библия настолько туманна, что всякий толкователь Писания не может предложить большего, чем осторожное, «смиренное», непредвзятое мнение о значении его текста. Однако такой радикальный, ничем не оправданный скептицизм нарочито игнорирует учение Библии о том, что христиане не только могут, но должны знать истину (Ин 8:32; см. Пс 18:9; Пс 118:105; Притч 22:21; Ис 29:24; Лк 1:4; 1Тим 4:3; 2Пет 1:12, 19; 1Ин 2:21; 1Ин 4:6; 2Ин 1:1). Таким образом, утверждение, что значение Писания непознаваемо, есть прямое нападение на задуманную Богом ясность Библии; по сути, это обвинение Бога в том, что Он не смог дать человечеству ясного откровения о Себе и о Своей истине. Неизбежный результат такого высокомерия для тех, кто его придерживается, — утрата уверенности и доверия к глубоким и основополагающим доктринальным истинам христианской веры.

Авторы Писания, со своей стороны, были абсолютно уверены в том, во что верили, и были вдохновлены Святым Духом; они писали ясно и смело, что делает послание о спасении полностью понятным для возрожденного и просвещенного ума. Собственный смысл догматизма прямо противоположен сегодняшнему релятивистскому отношению, и те, кто придерживается его, последовательно осуждены как нечувствительные, нелюбящие и антиинтеллектуальные. Реальность заключается в том, что отрицающие ясность Писания скорее всего мотивированы бунтом против его ясного послания о грехе и праведности (см. Ин 3:20). Отрицание того, что Библию можно понять, внушает ложное утешение тем, кому не нравится явленная в ней истина. Напротив, те, кто любит истину, быстро находят ее и применяют ее в своей жизни (Ин 3:21). Такая почитающая Бога верность Божественной, абсолютной истине — именно то, что апостол Иоанн прославляет в своем Первом послании как свидетельство подлинного спасения.

Учение этого послания может быть разделено на три категории: богословская уверенность в том, что касается Евангелия и личности Иисуса Христа (1Ин 2:1−2, 22; 1Ин 5:1, 20), моральная уверенность в том, что касается заповедей Бога (1Ин 2:4, 7, 29; 1Ин 3:9, 22), и уверенность в отношениях в том, что касается любви (1Ин 2:10; 1Ин 4:7, 21; 1Ин 5:2−3). (Полный обзор тем 1 Иоанна см. во «Введении» к 1 Иоанна в начале данного труда.)

Выражая свою твердую уверенность в несомненности Божественной истины, Иоанн пропустил все вступительные формальности: он даже не назвал себя как автора и не описал своей аудитории. Вместо этого он сразу стал писать о богодухновенной истине. Он начал с представления пяти достоверных характеристик личности и деяний Христа: Слово Жизни неизменно, исторично, может быть передано, связано с отношениями и полно радости.

Слово Жизни неизменно

О том, что было от начала… (1Ин 1:1а).

Послание об искуплении неизменно. От начала провозглашения Евангелия оно было точно таким же. Те, кто проповедует истинное Евангелие, всегда призывали к вере и покаянию (Мф 4:17; Ин 3:16−18; Деян 2:38; Деян 17:30), заявляли, что Царство Божье близко (Мф 3:2; Деян 19:8), объявляли милостивую и благодатную доступность Божественного прощения (Деян 10:43; Еф 1:7) и призывали грешников примириться с Богом через Иисуса Христа (2Кор 5:18−21). Когда апостол Иоанн писал это послание, зарождавшийся гностицизм уже угрожал церквям Малой Азии. Сторонники этого движения отрицали полную божественность и человечность Иисуса Христа и, следовательно, Его подлинную природу, которая составляет суть Благой Вести. Они также утверждали, что вне Евангелия достигли трансцендентного знания о Божественном, знания, доступного только духовной элите и находящегося за гранью достижимого для простого верующего.

Такие лжеучителя угрожали церкви в дни Иоанна, они делают это сегодня и продолжат до самого последнего времени. Иисус предупреждал: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24:24). Они угрожают подорвать основы церкви (Деян 20:29−30; 2Тим 3:1−9), пытаясь увести ее от апостольской истины (см. Деян 2:42; Деян 13:8; Деян 14:22; Деян 16:5; 1Кор 16:13; 2Кор 13:5; Еф 4:4−6; Кол 1:23; 1Тим 4:1, 6; 1Тим 6:10, 21; 2Тим 3:8; 2Тим 4:7; Тит 1:13; Тит 3:15; 2Пет 1:20−21; Иуд 1:3−4, 20) — богодухновенной истины, которую ничто не может заменить (см. Евр 13:8−9).

Любое изменение этого небесного откровения путем добавления или устранения какой-то информации является атакой на истину и ее суверенного Автора. Все проповедники, учителя и свидетели Евангелия любого поколения и места жительства должны знать, что они не могут свободно и безнаказанно изменять какой бы то ни было элемент Божьего откровения по любой причине, в том числе ради превращения послания в более приемлемое или доступное.

Апостол Павел еще ранее предостерегал в недвусмысленных выражениях тех, кто распространяет измененное или ложное Евангелие:

Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал 1:6−9).

Простыми вступительными словами Иоанн утверждает, что евангельское послание о Слове Жизни постоянно и неизменно (см. Откр 22:18−19).

Слово Жизни исторично

…Что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась… (1Ин 1:1б-2а).

Вопреки учению лжеучителей, познание Христа и Его Евангелия — это не какое-то мистическое, духовно трансцендентное, тайное озарение, доступное только элите, которая возвысилась до высшего понимания. Иоанн сообщил своим читателям — даже тем, кто был еще молод в вере (см. 1Ин 2:12), — что они могут постичь фактическую, историческую истину о Слове Жизни (личности и деяниях Иисуса Христа, провозглашенных в Евангелии). Рассказывая о жизни и служении Христа, Иоанн писал, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:14; см. также Рим 1:3; Гал 4:4; Евр 1:1−3; 1Тим 3:16; Откр 19:13). Иисус Христос был Богочеловеком (Ин 10:30), полностью Божественным (Флп 2:6; Кол 2:9) и полностью Человеком (Лк 1:31; Флп 2:7−8; Евр 2:14; Евр 4:15). Иоанн ощущал эту реальность своими органами чувств и был истинным свидетелем воплощения во всей его полноте.

Иоанн перечислил четыре способа, которыми он фактически ощущал Слово Жизни своими органами чувств. Во-первых, он слышал, как говорил Господь. Иоанн слышал притчи (например, Мф 13:3−33; Мк 4:26−29; Лк 15:11−32), проповеди (Мф 4:23; 5−7) и частные слова наставления и советы от Иисуса (Мф 10:5−42; Ин 13:12−17; 14−16). Слышали — перевод совершенной формы глагола akouō, указывающей на завершенное событие в прошлом, оказывающее влияние на настоящее. Иоанн не просто слышал что-то от Иисуса один раз. Он присутствовал при земном служении Иисуса (см. Ин 20:30−31; Ин 21:24−25). Хотя Иоанн писал это послание примерно шестьдесят лет спустя, то, что он слышал из первых уст, до сих пор оставалось живой истиной в его сердце.

Иоанн не только слышал Господа; он также видел Его. Глагол, переведенный как видели, — тоже совершенного вида, вновь указывает на завершенное действие в прошлом, которое имеет длительное влияние на настоящее. Иоанн добавил своими очами, чтобы ясно показать: он имеет в виду физический опыт видения; он не имеет в виду какое-либо духовное видение, которое существует только в уме. Христос был не мистическим, призрачным существом, как утверждали некоторые, но реальным человеком, которого Иоанн наблюдал изо дня в день на протяжении трех лет посредством обычного физического зрения.

В-третьих, подкрепляя истину о том, что он на самом деле видел Иисуса, Иоанн добавил термин рассматривали. Это слово обозначает не просто беглый взгляд; оно указывает на долгое, пристальное разглядывание (см. 1Ин 4:14; Мф 11:7; Лк 23:55). Это тот же глагол (theaomai) в «Новом переводе короля Иакова» переведен как «взирали» в Иоанна 1:14. Помимо видения деяний, совершенных Иисусом, Иоанн и другие апостолы внимательно смотрели на Него в течение нескольких лет и наблюдали поразительную и безошибочную реальность того, Кто Он есть (см. Мф 13:16−17), — Господь и Бог, Мессия и Спаситель (Лк 2:25−32; Ин 1:29, 41), со сверхъестественной властью над бесами, болезнью, природой и смертью (Мф 4:23−24; Мф 8:28−32; Мк 1:23−27; Лк 5:4−6; Лк 7:12−15; Ин 2:6−10; Ин 4:46−53; Ин 5:5−9; Ин 9:1−7; Ин 11:38−45) и властью прощать грехи (Мк 2:5, 9; Лк 7:48) и даровать вечную жизнь (Лк 19:10; Ин 11:24−27). Как близкие и постоянные свидетели земного служения Иисуса Христа они имели обширные доказательства того, что Он был Богом в человеческой плоти (Ин 14:8−11).

Наконец, Иоанн сообщил своим читателям, что они осязали руками Слово Жизни. Слово, переведенное как осязали (psēlaphaō), значит «цепляться за что-то» (как это делает слепой). Иисус использовал это же слово в Луки 24:39: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Апостолы должны были прикасаться к Иисусу все время ежедневного общения с Ним. Иоанн даже описывал себя как того, кто возлежал на груди Иисуса (Ин 13:23, 25; Ин 21:20). Господь призвал Фому дотронуться до Него после воскресения: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20:27).

С воплощением Иисуса Христа жизнь явилась. Глагол, переведенный как явилась (phaneroō), означает «проявлять» или «делать видимым то, что было скрыто». Бог не являл Себя в человеческой плоти до земного служения Христа, когда Божественная или вечная жизнь стала видимой для человечества. Иисус сказал: «Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин 5:26; см. также Ин 1:1−4; Ин 5:39−40; Ин 11:25−26; 1Ин 5:12). Отец и Сын обладают одной и той же Божественной жизнью, и оба могут даровать вечную жизнь (Ин 6:37−40).

Слово Жизни может быть передано

…И мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам… (1Ин 1:2б-3а).

Для Иоанна то, что явилось ему, — Слово Жизни — стало его основой для провозглашения истины. Привилегированная жизнь апостола в присутствии Господа Христа не была частным опытом, возвышающим его над теми, кому не досталось такого благословения, его общение с Иисусом не говорило, что Иоанн был одним из «любимых сыновей» Бога. Напротив, эта привилегия стала основой его ответственности и миссии в качестве апостола и благовестника нести свидетельство (свидетельствовать) об истине (Ин 20:30−31; Ин 21:24; см. также Ин 1:41−42; 2Кор 5:14−15) и возвещать дар вечной жизни в Нем (см. Пс 144:11−12; 1Кор 2:2; 1Кор 9:16) тем, кто не видел Иисуса, в том числе своим читателям. Благодаря своей широко известной репутации человека, кто видел Иисуса как апостол (см. Ин 1:14, 16−18, 37−51), Иоанн был истинным и достойным доверия свидетелем (Ин 19:35−37). В других новозаветных книгах, написанных апостолами или их соратниками, также присутствуют рассказы очевидцев об Иисусе и истине Евангелия. Они есть в других Евангелиях (см. Лк 1:1−4), в Книге Деяний (см. Деян 1:1−3) и посланиях (например, 2Пет 1:16−21).

Апостол Иоанн знал, что передача Слова Жизни — не вопрос выбора, но повеление. Содержание послания не может быть изменено, это неизменная истина, провозглашаемая повсюду. Комментируя этот отрывок, Джон Р. У. Стотт предложил следующий ключевой подход:

Историческое проявление вечной жизни провозглашалось, а не было монополизировано. Откровение было дано немногим для многих. Они должны были разнести его по миру… Он [Христос] не только явил Себя ученикам, чтобы сделать их свидетелями, но дал им авторитетное поручение как апостолам проповедовать Евангелие. Автор [Иоанн] настаивает на том, что обладает необходимыми верительными грамотами. Обладая ими, он очень смел. Он слышал, видел и осязал Господа Иисуса и несет свидетельство о Нем. Получив поручение, он провозглашает Евангелие авторитетно, потому что христианское послание — это не философское измышление, не попытка предположения, не скромный вклад в религиозную мысль, но догматическое утверждение тех, чей опыт и поручение сделали их могущими сделать его (John R. W. Stott, The Epistles of John, Tyndale New Testament Commentaries [Grand Rapids: Eerdmans, 1964], 61, 62−63, курсив оригинала).

Слово Жизни связано с отношениями

…Чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1Ин 1:3б).

Иоанн провозглашал Слово Жизни, чтобы (hina, «для того, чтобы») все верующие могли понять, что они имеют общение (подлинное партнерство) с Иисусом Христом и собратьями-верующими (см. Деян 1:14; Деян 2:42, 44−47; 1Кор 12:26−27; Еф 4:1−3; Евр 10:25; Евр 12:22−24). Слово, переведенное как общение, — известный греческий термин koinonia, что значит общее участие в деле или разделение жизни (см. Гал 2:9; Гал 6:6; 1Тим 6:18; Тит 1:4; Флм 1:6; 1Пет 4:13; Иуд 1:3). Это намного больше, чем простое партнерство тех, кто придерживается одинаковой веры и тем самым объединен. Это, скорее, совместная жизнь и любовь тех, кто един в духе (1Кор 6:17; см. также Еф 5:30−32).

Задача проповеди Евангелия — породить веру, которая основана на Христе (Ин 6:29; Деян 20:21). Те, кто имеет спасительную веру в Иисуса, вступает в подлинный союз с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом, и Святым Духом. Апостол Павел писал:

Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1Кор 1:9; см. также Гал 2:20).

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами (2Кор 13:13; см. также Ин 17:21).

Даже грешащие христиане, которые утрачивают радость от своего общения с Богом, никогда не теряют реальности вечной жизни от Него (1Кор 1:9; 2Кор 13:13; Флп 2:1; Евр 12:10), данной им через их союз со Христом (Рим 6:3−5; Еф 2:5; Кол 3:3). Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24; см. также Еф 5:26; Тит 3:5). Рождение свыше производит новую жизнь, так что верующие возрождаются к вечному общению с триединым Богом (см. Ин 3:5−8).

Слово Жизни полно радости

И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1Ин 1:4).

Благодаря своей преображающей истине, Послание Иоанна несет с собой всепоглощающую радость, порождает полное удовлетворение и совершенное исполнение, которое не может быть утрачено (Ин 10:28−29; Рим 8:35−39; Флп 1:6; 2Пет 1:10−11). Иисус сказал апостолам в горнице: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15:11; см. также Ин 16:22, 33; Лк 2:10). Апостол Павел объяснил: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17; см. также Флп 4:4; 1Фес 5:16).

Светское определение радости — «чувство, вызванное благополучием, успехом или благосостоянием, или обладанием тем, чего человек хочет», — совершенно не подходит по отношению к христианской жизни. Мартин Ллойд-Джонс справедливо замечает:

Еще одно мы должны иметь в виду: когда мы ищем определение новозаветной радости, мы должны обращаться не к словарю; мы обращаемся к Новому Завету. Это нечто совершенно особенное, что не может быть объяснено; это качество, принадлежащее христианской жизни в ее сущности, так что с нашим определением радости мы должны быть очень осторожны, чтобы оно соответствовало тому, что мы видим в нашем Господе. Мир никогда не видел никого, кто знал бы радость так, как знал ее наш Господь, однако Он был «муж скорбей и изведавший болезни». Так что наше определение радости должно как-то соответствовать этому (Martyn Lloyd-Jones, Life in Christ: Studies in 1 John [Wheaton, Ill.: Crossway, 2002], 28).

Ллойд-Джонс далее обстоятельно характеризует ту радость, о которой говорил апостол Иоанн:

Радость — это нечто очень глубокое и емкое, нечто влияющее на всю личность целиком. Иначе говоря, речь идет вот о чем: есть единственная вещь, которая может дать подлинную радость, и это — созерцание Господа Иисуса Христа. Он удовлетворяет мой ум; Он удовлетворяет мои чувства; Он исполняет все мои желания. Он и Его великое спасение охватывают абсолютно всю мою личность, и в Нем я обретаю полноту. Радость, иначе говоря, — это отклик и реакция души на познание Господа Иисуса Христа (Life in Christ, 30).

Иоанн хочет, чтобы его читатели испытали радость, которая исходит из понимания реальности Христа, спасительной истины Евангелия и общения, которое каждый христианин имеет с Богом и собратьями-верующими. Тогда все истинные последователи Иисуса будут иметь «в себе радость Мою совершенную» (Ин 17:13; см. также Ин 15:11; Ин 16:24; Пс 15:11).

Проверка на спасение — часть 1: вера в Бога и данность греха
(1 Иоанна 1:5−6, 8, 10)

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине… Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1Ин 1:5−6, 8, 10).

Благочестивые пасторы как духовные пастыри должны не только вести и питать свою паству, но и предостерегать ее о лжеучителях и распространяемых ими доктринальных заблуждениях. Апостол Павел призывал ефесских старейшин:

Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян 20:28−31; см. также 1Тим 6:20; 2Тим 1:13−14).

Подобным образом и Иоанн написал послание, чтобы защитить свое стадо преданных верующих Малой Азии, повторив для них Божью истину. Ревностная забота Иоанна о неповрежденности Божьего учения также побудила его написать второе и третье послания. Таким образом, апостол адресовал свое второе послание «избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек» (2Ин 1:1−2). Три раза в этом вступительном приветствии Иоанн упоминает слово «истина», что показывает, как она была важна для него. Далее в стихе 2 Иоанна 1:4 он добавляет: «Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца» (см. также 3Ин 1:3−4).

Насколько страстно Иоанн любил истину, настолько же страстно он выступал против заблуждения. Во 2 Иоанна 1:7 он предостерегает своих читателей, что «многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист». Далее он призывает их отойти от всех подобных еретиков:

Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2Ин 1:9−11; см. также 3Ин 1:9−10).

Чтобы защитить свою паству от тех, кто хочет погубить ее, преданный пастырь должен знать и преподавать здравое учение (см. Тит 1:9). Он должен также предоставить своему народу критерии проверки, которая поможет отличить истинных верующих от ложных учителей. Это основополагающее различие необходимо для защиты и духовного роста церкви. Пшеницу надо отделить от плевелов (см. Мф 13:24−30), овец — от козлов, иначе благочестивый пастырь не сможет установить подлинное состояние своего народа или защитить его от губительного обмана лжеучителей.

В рассматриваемых стихах Иоанн предлагает два важных доктринальных критерия проверки для определения подлинности: правильная вера в природу Бога и истинная вера в данность греха.

Природа Бога

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин 1:5).

Благовестие, которое проповедовали Иоанн и другие апостолы, было тем, что они слышали от Него [Иисуса] и возвещали своей аудитории. Как Бог в человеческой плоти (Ин 1:1−4, 18; Тит 2:13; Евр 1:8; 1Ин 5:20; см. также Ин 4:26; Ин 8:24, 28, 58; Ин 18:5), Иисус Христос — совершенный источник откровения о природе и характере Бога. Апостол ранее вспоминал слова Иисуса о том, что «Бог есть дух» (Ин 4:24); здесь в своем первом послании он заявляет, что Бог есть свет, а позже скажет, что «Бог есть любовь» (1Ин 4:8).

Описание Бога как света передает суть Его природы и закладывает фундамент для остальной части послания. Но, в отличие от прямых выражений «Бог есть дух» (что значит: Бог не материален по форме; ср. Ин 4:24 с Лк 24:39) и «Бог есть любовь» (что значит: личности Троицы любят друг друга и человечество; см. 1Ин 3:17; 1Ин 4:7, 16; Мих 7:18; Соф 3:17; Ин 5:42; Ин 15:10; Рим 5:5, 8; Рим 8:39; Еф 2:4; Тит 3:4), идея о том, что Бог есть свет (см. Пс 77:14; Ис 60:19−20; Ин 1:9; Ин 3:19; Ин 8:12; Ин 9:5; Ин 12:46; Деян 9:3; Откр 21:23), более сложна.

В Писании Бог и Его слава часто описываются как свет. Например, во время исхода Бог являлся израильтянам в виде света:

Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа (Исх 13:21−22; см. также Исх 40:34−38; 3Цар 8:11).

Когда Моисей спустился с горы Синай после встречи с Господом, его лицо сияло отражением Божьего света (Исх 34:29−35; см. также 2Кор 3:7−8). В Псалме 103:1−2 псалмопевец говорит: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер» (см. также 1Тим 6:14−16). Бог не только есть свет по Своей сущности, Он также источник света каждого верующего (Пс 26:1; Ин 1:9; Ин 12:36).

При преображении, когда Иисус дал трем апостолам взглянуть на всю полноту Своей славы, Он явил Себя как свет: «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Во 2 Коринфянам 4:4−6 хорошо подводятся итоги важности Бога как света и Его роли в жизни христианина:

…Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа (см. также Мф 5:14−16; Еф 5:8−10; Флп 2:15; Кол 1:12−13; 1Пет 2:9).

Хотя в процитированных отрывках описана важность Божественного света, они не дают его определения. Но в Псалме 35:10 оно дается: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (см. также 1Пет 2:9). Здесь псалмопевец применил еврейский параллелизм, используя два выражения для передачи одной и той же мысли. Он приравнивает свет к жизни — Бог есть свет в том смысле, что Он есть жизнь, Он есть источник и хранитель как физической, так и духовной жизни.

Иоанн выразил эту истину в прологе к своему Евангелию:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин 1:1−13; см. также Ин 2:23−3:21; Кол 1:15−17).

Иисус заявил: «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12; см. также Ин 12:45−46). Бог, источник истинного света, дарует его верующим в форме вечной жизни через Своего Сына, Который был светом во плоти.

В Писании явлены два важных принципа, которые проистекают из основополагающей истины о том, что Бог есть свет. Во-первых, свет символизирует истину Божью, воплощенную в Его Слове. Псалмопевец написал такие известные слова: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей… Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс 118:105, 130; см. также Притч 6:23; 2Пет 1:19). Свет и жизнь Божьи, по сути, связаны с истиной и характеризуются ею.

Во-вторых, Писание также связывает свет с добродетелью и моральным поведением. Апостол Павел наставлял ефесян: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф 5:8−9; см. также Ис 5:20; Рим 13:12; 1Фес 5:5−6).

Эти два сущностных качества Божественного света и жизни важны для отличения подлинной веры от ложного заявления. Если человек говорит, что имеет свет и пребывает в нем — принял вечную жизнь, он проявит признаки духовной жизни своей преданностью истине и праведности, как Иоанн пишет далее в своем послании:

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1Ин 2:9−11; см. также Мф 5:16; Мф 25:34−40; Лк 1:6; Лк 11:28; Рим 6:17; Рим 16:19; Флп 1:11; Тит 2:7; Иак 2:14−20).

Если истина и праведность отсутствуют в жизни человека, то, что бы он ни говорил, он не имеет вечной жизни (Мф 7:17−18, 21−23; Мф 25:41−46). Такой человек не может принадлежать Богу, потому что нет в Нем никакой тьмы. Бог абсолютно совершенен в истине и святости (Исх 15:11; 1Цар 2:2; Пс 21:4; Пс 47:11; Пс 70:19; Пс 97:2; Ис 6:3; Откр 4:8; Откр 15:4). Очевидно, верующие не достигают такого совершенства, но они являют богоподобное желание обладать небесной истиной и праведностью и стремятся к ним (см. Флп 3:7−16).

Данность греха

Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине… Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1Ин 1:6, 8, 10).

После грехопадения человечество пыталось отрицать реальность греха, хотя каждый человек от рождения осознает его присутствие.

Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, — в день, когда, по благовествованию моему [Павла], Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа (Рим 2:14−16; см. также Еккл 7:20; Рим 5:12; Гал 3:22).

Люди сегодня умаляют значение греха и дают ему новые определения, часто считая, что в их жизни присутствуют неудачи и некоторый беспорядок, потому что другие не так с ними обращаются. Менталитет жертвы преобладает, а популярная культура утешает грешника, утверждая, что люди по своей сути добры и что неправда на самом деле не есть неправда, а лишь стремление к личной свободе. Вместо того чтобы принять ответственность за свое поведение, люди требуют, чтобы их принимали такими, какие они есть. Они называют серьезные духовные недостатки болезнями и пристрастиями и пытаются вылечить их лекарствами и психотерапией. Но так как они не разбираются с грехом, истинным корнем проблемы, общество идет от плохого к худшему. В противовес всем этим заблуждениям, Иисус учил, что каждый человек грешен в самой сути своего существования:

Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк 7:20−23; см. также Быт 6:5; Иер 17:9; Иак 1:15; Иак 4:1).

Однако многие в церкви сегодня, похоже, неохотно ставят диагноз, который ставил Иисус, боясь оскорбить кого-либо или показаться «нелюбящим». Таким образом, грех объясняется в терминах, приемлемых для культуры.

Иудеи в дни Малахии также были склонны отрицать свои грехи. Бог дал им очень ясные и подробные инструкции по поводу того, какие жертвы Ему угодны (Лев 1:1−7:38). Но они продолжали приносить в жертву Господу оскверненную пищу и животных с изъянами. Потом они удивились (как если бы не делали ничего неправильного), когда Господь через пророка Малахию осудил их явное неповиновение:

Сын чтит отца, и раб — господина своего; если Я — отец, то где почтение ко Мне? и если Я — Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?» Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф (Мал 1:6−8).

Бог затем от выражения недовольства перешел к предупреждению о суровом суде над религиозными начальниками, священниками:

Итак, для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Вот, Я отниму у вас плечо и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним. И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф (Мал 2:1−4).

Упрек Господа должен был быть суровым, потому что народ ужасным образом Ему не повиновался (Мал 2:11−16) и вел себя так, словно не сделал ничего плохого. Они своевольно (и ошибочно) оправдывали свое грешное поведение вплоть до того, что дерзко обвиняли Бога в несправедливости по отношению к ним (Мал 2:17). Точно так же и сегодня есть много людей, которые думают, что Бог был бы жестоко несправедлив, если бы послал кого-либо из людей в ад. Пока люди не примут абсолютную святость Бога и полную ответственность за свой грех, они не признают, что Бог имеет право судить и наказывать их (см. Езд 9:13; Неем 9:33; Лк 15:21; Лк 23:41).

Апостол Иоанн столкнулся с похожей ситуацией в церквях, к которым он адресовал свое послание. Ефес и другие города и церкви Малой Азии наводнили обманывающие, отрицающие грех лжеучителя (см. 1Ин 2:18; 1Ин 4:1−3; 2Пет 2:1−2; Иуд 1:4). Помимо ересей докетизма (которая гласила, что тело Христа только казалось физическим) и керинфианства (которая утверждала, что «божественный дух» Христа сошел на человека Иисуса при Его крещении, но покинул Его непосредственно перед распятием), Иоанн вынужден был столкнуться с греческим философским дуализмом (основой гностицизма) — взглядом, который отрицал реальность греха и зла. Те, кто придерживался этой мистической элитарной философии, утверждали, что духовное всегда было благим, а физическое — всегда злым; следовательно, они создали искусственную дихотомию между духовным царством и физическим миром, заявляя, что духовная реальность — все, что имеет значение, а то, что делается во плоти (в том числе грех), неважно. Выступая против этой ереси, Иоанн должен был разоблачить тех, кто отрицал существование греха и тем самым отмахивался от своей ответственности за него и его последствий.

Иоанн делил тех, кто утверждал, что принадлежит к общине, но отвергал истину, на три похожие, но различные категории: те, кто во тьме; те, кто в заблуждении; и те, кто порочит Бога. Все эти три группы людей либо сознательно отвергали, либо полностью игнорировали реальность того, что верующие и грех несовместимы. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» — восклицал Павел в Рим 6:2. Далее в этой же главе он добавил: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим 6:17−18; см. также Еф 2:1−5). Отказываясь покаяться, эти отрицающие грех лжеучителя показывали, что они вне Божьего замысла спасения, начинающегося с избрания (Рим 8:29; Еф 1:4, 11); включающего в себя искупление (1Кор 1:30; Гал 3:13; Евр 9:12), освящение (1Кор 6:11; Еф 5:26−27; Флп 2:12−13) и духовный рост (Ин 16:13; Ин 17:17; см. также 2Фес 2:13; 1Тим 3:15); и обретающего кульминацию в прославлении (2Кор 3:18; 2Фес 2:14; 2Тим 2:10).

Те, кто во тьме

Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине (1Ин 1:6).

Первая категория ложных верующих состоит из тех, кто игнорирует свой грех, как если бы он не был реальным. Они заявляют, что имеют общение с Богом, что разделяют общие аспекты жизни с Ним, то есть имеют вечную жизнь (см. Ин 17:3). Но эти заявления не имеют смысла, если человек продолжает ходить во тьме. Хождение означает образ жизни или поведения (Рим 8:4; см. также Рим 13:13; Еф 4:1; Кол 1:10; см. также Втор 10:12−13; Пс 118:1; Мих 6:8), в котором проявляется подлинность спасения; это не просто заявление о том, что кто-либо имеет вечную жизнь. Исповедовать нечто и жить противоположным образом значит лгать и не поступать по истине. Иисус разоблачил поверхностную земную религию иудеев, сказав им: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?» (Мф 6:22−23). В этом сравнении Господь шел от меньшего к большему. Плохо быть темным физически (слепым), намного хуже быть темным духовно. Иоанн в своем Евангелии учил, что Иисус был истинным светом для омраченного грехом мира (Ин 1:4−5; см. также Ин 8:12). Но так как грешное человечество предпочитает тьму свету (Ин 3:19−20), никто, кто называет себя христианином, но живет во тьме (то есть регулярно практикует злые дела), на самом деле не спасен (1Ин 3:4, 9; см. также Мф 7:17−18; Мф 13:38; Ин 8:42−44).

Те, кто на самом деле принимают истину, прислушиваются к увещеванию Иакова:

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании (Иак 1:22−25).

Верующие обладают Божьей жизнью, они — новое творение во Христе, созданное для добрых дел (1Ин 5:20; Рим 6:11−17; Рим 8:1−2; Рим 12:5; 1Кор 1:2; 2Кор 1:21; 2Кор 5:17; Гал 3:28; Еф 2:10; Флп 1:1; Кол 1:27−28), в котором пребывает Святой Дух (Рим 8:11; 1Кор 3:16; 2Тим 1:14). Таким образом, они не могут игнорировать существование личной нечистоты и ходить во тьме (см. Кол 1:12−14). Что бы ни говорил человек о себе, подлинность веры может быть видна в его жизни из любви к праведности (Мф 7:15−20).

Те, кто обманывается

Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин 1:8).

Вторая группа ложных верующих утверждала, что не имеет греха. Эта позиция отличалась большей гордостью в сравнении с первой группой, которая игнорировала свой грех (см. Иер 17:9). Любые так называемые христиане, которые заявляют, что достигли более высокого духовного уровня, где больше нет греха в их жизни, полностью не понимают своего положения и действия Духа по постепенному освящению.

Опять же, любой, кто игнорирует присутствие греха, ясно свидетельствует, что истины нет в нем. Библия ясно учит принципу человеческой греховности. В Римлянам 3:10−23 Павел писал:

Как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». «Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их». «Уста их полны злословия и горечи». «Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира». «Нет страха Божия перед глазами их». Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией (см. также Быт 8:21; 2Пар 6:36; Пс 50:6; Иер 13:23; Рим 8:7−8; 1Кор 2:14; Тит 3:3).

Иисус Христос был единственным Человеком, Который когда-либо мог претендовать на свободу от греха (Евр 4:15). Все, кто делает такое смелое заявление, только обманывают себя. Только когда верующие будут прославлены на небесах и их процесс освящения закончится (Рим 8:19, 23), тогда они будут без греха.

Те, кто порочит Бога

Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1Ин 1:10).

Список отрицающих несомненность греха завершает третья группа, которая не только заявляет, что не грешит сейчас, но и говорит, что никогда не грешила. Делая такое смешное заявление, они богохульно представляют Бога лживым (см. Тит 1:2; 1Ин 5:10−11) двумя способами. Во-первых, они явно отрицают Его учение о том, что все согрешили (см. выше), а во-вторых, они явно отрицают свою потребность в Спасителе (см. Ис 53:10−11; Зах 9:9; Мф 1:21; Лк 2:11; Лк 19:10; Деян 5:31; Деян 13:38−39; Рим 6:23; 1Тим 1:15; Евр 5:9). В конце концов, зачем им заместительная жертва для принятия их наказания, если они утверждают, что никогда не грешили?

Все три категории ложно заявляющих о своем общении с Богом не проходят вторую доктринальную проверку Иоанна, отрицая несомненность греха. Таким образом, они доказывают, что слова Его [Бога] нет в них. Всякий называющий себя верующим и пытающийся скрыть свои грехи пребывает в глубинах духовной тьмы и заблуждения и хулит Бога. В отличие от этого, когда те, кто воистину общается с Богом, грешат, они не отрицают присутствия греха в своей жизни или своей склонности к нему (Рим 7:14−25; 1Тим 1:12−15; см. также Пс 31:5; Пс 50:3−5; Притч 28:13). Вместо этого они открыто и честно исповедуют свои грехи перед Господом и каются в них.

Писание подтверждает ценность и необходимость первых двух проверок Иоанна на спасение: веры в Бога и веры в данность греха. Насчет того, что касается сущности веры, автор Евреям провозглашает:

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр 11:1, 6; см. также Ин 6:47; Ин 20:31; Рим 1:17; Рим 3:21−22, 28; 1Ин 5:1).

Притча Иисуса о фарисее и мытаре (сборщике налогов) показывает, что человек не может быть оправдан без честного исповедания в своей греховности:

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:13−14; см. также Притч 26:12; 1Кор 6:9−10; Гал 5:19−21; Еф 5:5).

Проверка на спасение — часть 2: вера в прощение грехов и исповедание
(1 Иоанна 1:7, 9; 1Ин 2:1а)

Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха… Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды… Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали… (1Ин 1:7, 9; 1Ин 2:1а).

Славное обещание Евангелия — безвозмездное и благодатное прощение грехов для всех, кто воистину кается и верует в личность и деяния Сына Божьего. Это Божественное прощение настолько всеобъемлюще, что Бог устраняет всю скверну, вину и наказание уверовавших грешников и заменяет их праведностью, освящением и небесной наградой. Более того, Божье прощение вечно и неизменно (см. Ин 5:24; Евр 10:17−18). Апостол Павел подвел итоги этого всеобъемлющего благословения в своем Послании к римлянам:

Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу… Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8:1, 28−35, 37−39; см. также Пс 102:12; Рим 5:20−21; Гал 3:13−14; Еф 1:7; см. также Пс 31:1−2; Рим 4:6−8).

Тот факт, что прощение полно и необратимо, однако, привел некоторых к ошибочному выводу: тот, кто принял спасение, больше никогда не должен исповедоваться в своих грехах перед Богом и просить прощения. Сторонники этого взгляда утверждают, чтобы христиане искренне приняли свое полное прощение и всецело наслаждались своей свободой во Христе, они должны игнорировать грех и фокусироваться прежде всего на Божьей благодати. Но в истории такое учение привело к заблуждению антиномизма — практическому пренебрежению Божьим законом и черствости при недостатке беспокойства в связи с его нарушением. Если такие люди воистину спасены, они безразличны к дисциплине, которая производит святость в их жизни. Последствия такого ошибочного мнения губительны. (Более подробно об этом см. в Джон Мак-Артур, Свобода и сила прощения [СЕО, 2005], глава 3.)

Чтобы оправдать свое безразличие к моральному закону Бога, многие придерживающиеся такой позиции относят учение Христа о прощении к другой диспенсации (утверждают, что наставление Иисуса относится только к ветхозаветному Израилю, а не к новозаветной церкви). Таким образом, заявляют они, когда Иисус велел апостолам молиться о прощении от Отца (см. Лк 11:4), Его слова отражали эпоху закона, а не благодати. Далее они предполагают, что причина таких наставлений Христа Своим апостолам, заключается в том, что Он понимал спасение в Ветхом Завете как обусловленное — основанное на исповедании греха, принесении жертв и соблюдении закона. Но их заявления совершенно не оправданы, ибо спасение никогда не работало таким образом ни в какой момент ветхозаветной эпохи (и, очевидно, Иисус не так его понимал). Бог спасал людей тогда на том же основании, на котором Он спасает их сейчас, — через заместительную искупительную смерть Иисуса Христа, Которого предвещала система жертвоприношений. Грешники тогда спасались только верой, проявлявшейся, когда, поглощенные своим грехом и неспособностью соблюдать Божий святой закон, они взывали к Богу о милости и принимали Его прощение (см. Пс 31:1−2а; Ис 55:6−7; Мих 7:18−19; Лк 18:13−14). Те, кого Бог спас до креста, Он избрал в прошлом, предвещая смерть «Агнца, закланного от создания мира» (Откр 13:8), что относится к грядущей смерти Христа за них, как сейчас Он оглядывается назад на распятие и распространяет ту же самую благодать избрания на всех, кто уверовал в Евангелие. Праведные всегда жили верой (Авв 2:4; Рим 1:17), так что никакие жертвоприношения, исповедание или соблюдение закона ни в какую эпоху не могли заслужить праведного положения перед Богом или удовлетворить Его праведный суд над грешниками (см. Рим 4:1−24; Евр 9:11−15). Только совершенная заместительная смерть Агнца Божьего могла удовлетворить правосудие и спасти верующих грешников от Божьего гнева. И только праведная жизнь Христа, вмененная им, могла сделать их приемлемыми для Бога (Ин 1:29; 2Кор 5:21; 1Пет 1:18−19).

Как же можно примирить между собой всеобъемлющий характер и вменение совершенной праведности верующих при спасении с постоянной необходимостью христианского покаяния (например, Пс 5; 31; 37; 50; 101; 129; 142; Мф 6:14−15)? Необходимо признать, что Божественное прощение состоит из двух переплетенных между собой аспектов: судебного (согласно закону) и освящающего (или личного, отеческого). Господь привел пример этих двух аспектов прощения, когда омыл ноги апостолам в горнице:

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все (Ин 13:3−10).

Подав пример смирения и духа служения, Господь совершил один из наиболее распространенных в древности актов вежливости на Среднем Востоке — действие, которое обычно выполнял раб нижайшего уровня. Вместо того чтобы попросить одного из Своих учеников сделать грязную работу, Иисус Сам снял сандалии со Своих последователей и омыл их грязные ноги, готовясь к пасхальному ужину.

Когда Иисус сказал Петру: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин 13:10), — Господь провел разграничение между двумя аспектами прощения. Всеочищающее омовение представляет судебное применение Богом смерти Христа к кающимся грешникам, полностью и навсегда оправдывающее их (Деян 13:39; Рим 3:22, 24; Рим 4:6−8; Рим 5:1; Гал 2:16) и навсегда освобождающее их от вечного ада. Омовение ног, однако, представляет отеческое прощение освящения. Хотя раскаявшиеся грешники уже были оправданы раз и навсегда, они еще не избавлены от присутствия и силы греха в их повседневной жизни (Рим 7:15−20; Гал 5:17). Следовательно, верующие должны исповедоваться в грехе и отказываться от него регулярно, омывая от метафорической грязи греха свои ноги (см. Пс 37:19; Пс 96:10; Пс 138:23−24; Притч 28:13; Рим 8:13; Рим 12:9; Кол 3:5; Евр 12:1). Но, делая это, так как они уже были полностью очищены, они приходят с исповеданием не к осуждающему Судье (см. Мф 25:41; Откр 20:11−15), но к своему любящему Отцу (1Ин 2:5; 1Ин 4:16; см. также Пс 35:8; Рим 5:5; Рим 8:39; Еф 2:4), стараясь избежать Его недовольства и наказания (см. Евр 13:17). Это вид прощения, которого ищут исповедующиеся христиане и благодаря которому они прощают других так, чтобы Бог не лишил их отношений прощения, которые благословляют (Мф 6:14−15).

Покаяние — это не только работа Бога в сердце, ведущая ко спасению (Деян 2:38; Деян 3:19; Деян 11:18; 2Кор 7:10; 2Тим 2:25), но также существенная составляющая освящения каждого верующего (см. 2Кор 7:1). Иоанн завершает начальный раздел применением обеих проверок на подлинность спасения, связанных с покаянием: веры в Божье прощение греха и регулярной практики исповедания грехов. Это наставление предполагает три условия, описывающие подлинных верующих в противопоставление тем, кто ложно относит себя к общине веры (см. 1Ин 1:6, 8, 10). Подлинные верующие очищены от греха; но исповедуются в грехе и побеждают грех.

Очищенные

Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1Ин 1:7).

Термин хождение употребляется по всему Новому Завету, особенно в посланиях Павла, для описания эффекта не оправдания, но освящения. Спасение — это не только изменение законного статуса человека как вменение ему Божественной праведности, но и изменение в его поведении как фактическая праведность, даруемая верующим через пребывающего в них Божьего Духа. Ежедневная жизнь христианина — это хождение, возможное благодаря Духу (Ин 8:12; Ин 12:35; Рим 6:4; Рим 8:4; 1Кор 7:17; 2Кор 5:7; Гал 5:16, 25; Еф 2:10; Еф 4:1; Еф 5:8; Кол 1:10; 1Фес 4:1). Это глагол в сослагательном наклонении настоящего времени, обозначающий длительное действие, которое, тем не менее, является гипотетическим, потому что относится только к некоторым людям.

Те, кто ходит во свете, делают это потому, что сила Бога возродила их. Будучи «новой тварью», для которой «теперь все новое» (2Кор 5:17), эти люди ведут себя так, что отражают силу Божьей праведной жизни в них, подобно как Сам Бог во свете (см. обсуждение 1 Иоанна 1:5 в предыдущей главе данного труда). Общий образец их каждодневных действий и отношений будет богоподобным. Такие ходящие будут иметь общение друг с другом (1Ин 1:3, 7; Деян 2:42; см. также Кол 1:12; Флп 2:17−18), которое проистекает из их союза с триединым Богом (1Ин 1:6; 1Кор 1:9; 1Кор 6:17; 1Кор 12:6, 13). Все истинные христиане живут и ходят во свете (т. е. в жизни Бога) и общении святых.

Всем тем, кто ходит во свете, Бог дарует Свою благодать так, что в их жизни Кровь Иисуса Христа очищает их от всякого греха. Это не значит, что христиане больше не борются с грехом, ибо никто не может быть полностью свободен при этой жизни от неискупленной человечности плоти (Мф 26:41; Рим 7:18−24; Гал 5:17; см. также Рим 13:14). Термин кровь часто используется в Новом Завете как драматический и яркий способ описания жертвенной смерти Христа на кресте (см. Деян 20:28; Рим 3:25; Рим 5:9; Еф 1:7; Евр 9:12; Евр 10:19), которой Он «омыл нас от грехов наших» (Откр 1:5; см. также Кол 1:20−22; 1Тим 2:6; Евр 2:17; Откр 5:9).

Очищение спасения, которое описывает Иоанн, затрагивает все прегрешения грешников, прошлые и будущие, и не зависит ни от какого условия, только от Божьей всевышней благодати в ответ на спасительную веру. Иоанн безошибочно согласен с богодухновенным учением Павла о том, что искупленные наслаждаются полным, неизменным и неповторимым прощением (см. 1Кор 6:11; 2Кор 5:18−19; Еф 1:7; Кол 1:14; Евр 10:10).

Исповедание

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин 1:9).

Исповедание в грехах абсолютно необходимо для вступления в свет, то есть оправдания (см. Мк 1:15; Лк 18:13−14), и хождения в нем, то есть освящения. Хотя это очевидно говорится в Писании, многие утверждают, что человеку для спасения надо только принять факты об Иисусе, что для оправдания исповедание и покаяние в грехах не нужны или, если уж на то пошло, являются делом добровольным. На почве такой ошибочной сотериологии произрастает антиномианское равнодушие к христианской жизни в покаянии и исповедании ради святости. (Более подробное обсуждение этого ошибочного взгляда и разъяснение библейского учения о спасении см. в Джон Мак-Артур, Благовествование Христово [Библия для всех, 2020] и The Gospel According to the Apostles [Nashville: Thomas Nelson, 1993, 2000]).

Такие взгляды существуют, несмотря на библейские призывы к покаянию и пример людей, которые открыто признались в своих грехах перед Богом. «Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих» (Быт 44:16а; см. также Быт 41:9; Иона 3:5−10). Потрясенный видением величественной святости Бога, пророк Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис 6:5; см. также 1Пар 21:17; Дан 9:20). Псалмы полны исповеданий, наиболее примечательное из которых — покаяние Давида в Псалме 50:

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня (Пс 50:3−13; см. также Пс 31:5; Пс 37:2−9, 18−19; Пс 40:5).

В Новом Завете присутствуют похожие выражения. Не кто иной как Иоанн Креститель проповедовал покаяние, явно свидетельствуя о его необходимости для вступления в Божье царство спасения (Мф 3:2−12; Лк 3:4−14). Иисус требовал признания грехов и покаяния для всех, кто желал спасения (Мф 4:17), даже говоря, что грешники должны покаяться или погибнуть (Лк 13:3, 5). Его требования: покаяние и исповедание в грехах, — были такими мощными, что предполагали полное самоотречение (Лк 9:23−26) и ненависть к себе (Лк 14:25−27), что делало приход к спасению слишком трудным для некоторых (Лк 13:23−24). И Петр, и Павел исповедовались в своей греховности (Лк 5:8; 1Тим 1:12−16), и две притчи Иисуса рассказывали о тех, кто признал свое собственное греховное состояние (Лк 15:18; Лк 18:13). Более того, провозглашая Евангелия, апостолы ясно говорили, что Бог призывает грешников повсюду признать свои грехи и покаяться (Деян 17:30; см. также Ис 45:22; Деян 2:38).

1Ин 1:9 последовательно соответствует этому образцу, если правильно толковать его. Так как Иоанн обращается к верующим («дети мои», 1Ин 2:1), антиномистам может показаться, что прощение обусловлено определенными условиями (т. е. если верующие покаются, Бог простит; если они не исповедуются, Он не простит). Эту путаницу легко устранить, прежде всего заметив, что данный стих на самом деле подтверждает Божью верность Его новозаветному обещанию спасения в Ветхом Завете: «И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: „познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер 31:34; см. также Лк 1:77−78; Евр 9:13−14). Напоминание о том, что Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды, вновь подчеркивает истину, которую Иоанн только что сформулировал в 1Ин 1:7: что Бог, по Своему характеру, обеспечит вечную славу, продолжая очищать их от всех будущих грехов. Он верен Своему обещанию и всегда поступает праведно. (Аорист глагола aphiēmi [простит] говорит о действии в прошлом и далее демонстрирует, что Божье прощение истекает из исторического события, искупления, которое имеет длительные блага для всех, кто верует.) В главе 2 Иоанн пишет: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1Ин 2:12). Прощение соответствует тому, Кто есть Иисус Христос, и тому, что обещал Отец, согласно Его совершенно верной (Ис 49:7; 1Кор 1:9; Евр 2:17; Откр 19:11), праведной (Пс 6:11; Ис 53:11), справедливой (Быт 18:25; Кол 3:25), святой (Исх 15:11; Откр 4:8) и любящей (Иер 31:3; 1Ин 4:8) природе. Прощение не является неполным или зависящим в спасительном смысле от исповедания верующих.

Установив это, можно понять место продолжающегося исповедания. Слово, переведенное как исповедуем (homologeō), значит «говорить то же самое». Таким образом, верующие — те, кто исповедует свои грехи; они соглашаются с Богом насчет своих грехов: признают их реальность и утверждают, что это нарушение Его закона и сопротивление Его воле; истинно кающиеся стараются изгнать присутствие греха из своей жизни (1Ин 3:4; Иак 2:10−11; Иак 4:17; см. также Рим 7:24). Иоанн на самом деле говорит здесь об исповедании, что, так как верующие прощены, они будут регулярно исповедовать свои грехи. Иначе говоря, не прощение дано им, благодаря их продолжающемуся исповеданию, но их постоянная привычка каяться и исповедоваться объясняется тем, что они прощены и преображены. Когда Святой Дух освящает верующих, Он постоянно порождает в них ненависть к греху (Пс 96:10; Притч 8:13; Рим 7:15−25; Флп 3:8−9; см. также Пс 1:1−2), которая ведет к кающимся сердцам и искреннему признанию их грехов. Чем больше верующие возрастают во Христе, тем сильнее становится их ненависть к греху и тем глубже их раскаяние. Павел, самый преданный и верный христианин, в конце своего земного освящения считал себя последним из грешников (1Тим 1:15).

Если исповедание искреннее, оно всегда проистекает из скорби человека, связанной с грехом, и истинного желания отказаться от него. Во 2 Коринфянам 7:9−11 Павел писал:

Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле (см. также 2Цар 12:13).

Апостол говорит не о том, что надо переживать о последствиях своего греховного поведения, не о мирской скорби, для которой характерны отчаяние, депрессия и которая иногда приводит к самоубийству (Мф 27:3−5). Напротив, он описывает благочестивую скорбь, которая порождает настоящее покаяние, ведущее к спасению. Библейское покаяние приводит к «усердию», «извинениям», «негодованию», «страху», «желанию», «ревности» и «взысканию». (Более подробно об этих результатах см. в комментарии ко 2 Коринфянам 7:8−11 в Джон Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета: 2 Коринфянам, [СПб.: Библия для всех, 2019], стр. 206.) Когда присутствует покаяние, верующие испытывают сильное желание, чтобы Бог разобрался с грехом любой ценой (см. Мф 5:29−30), даже если эта цена для них лично окажется высокой (см. Лк 19:8−10). Подлинные верующие, таким образом, привычно исповедуются, демонстрируя, что Бог не только простил их грех и преданно очищает их от него каждый день, но и воистину возродил их, сделал новым творением, чьей волей управляют святые желания. (Далее в этом послании Иоанн показывает, как истинные верующие прекращают грешить [1Ин 3:4−10] и пытаются повиноваться Богу [1Ин 3:19−24].)

Несмотря на это понятное значение, многие на протяжении истории неправильно истолковывали и применяли понятие исповедания. Римская католическая церковь, например, рассматривает покаяние как анонимный рассказ о грехах человеку-священнику в исповедальне. Католики верят, что такая исповедь — заслуга, которая дарует исповедующемуся прощение, если за ней следует исполнение некоего обряда покаяния (такого как повторение молитвы или произнесение розария определенное количество раз). Согласно этой системе человек фактически получает прощение на основании добрых дел исповеди и покаяния.

Другие считают исповедание психологической и эмоциональной терапией — актом, который помогает людям смириться со своими дурными поступками, способствуя тому, чтобы они чувствовали себя прощенными и испытали исцеление. Третьи учат, что исповедание в этом стихе относится только к моменту спасения, без учета последующих моментов признания грехов. Но если человек воистину верит во Христа как в Господа и Спасителя (Лк 9:23; Деян 2:38−39; Деян 16:31; Рим 10:9−10; см. также Мк 10:21−27; Ин 15:4−8), он будет регулярно признаваться в своих грехах перед Богом, на что указывает активная форма глагола «исповедоваться» в настоящем времени.

Возможно, самый популярный, но ошибочный взгляд на исповедание в этом контексте — то, что верующие получают прощение только от тех грехов, в которых они покаялись. Если бы это было так, это значило бы, что грехи без исповедания остаются с верующими до суда Христова, когда им придется держать ответ за эту скверну. Но это не так. Никто не попадет на небеса со списком грехов без исповедания, продолжающим висеть над его головой (см. 1Кор 15:50; Гал 5:21; Еф 5:5; Откр 22:15), потому что завершенное деяние Иисуса Христа полностью покрывает все грехи тех, кто верует, в том числе и те, что остались без исповедания (см. комментарий к 1 Иоанна 2:12 в главе 7 данного труда). Апостол Павел писал:

Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим 4:6−8; см. также Рим 8:33; 2Кор 5:21; Гал 3:13; Кол 2:13).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона МакАртура на 1 послание Иоанна, 1 глава. Серия комментариев МакАртура.


«Славянское Евангельское Общество»

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

1 Иоанна 1 глава в переводах:
1 Иоанна 1 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Серия комментариев МакАртура
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.