По надписанию в евр. и славянской Библиях этот псалом принадлежит Давиду и представляет в своем содержании молитву к Богу об избавлении от испытываемых им бедствий. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает как исповедание Давидом своей невинности пред Богом (Пс 16:1, 2, 3, 4, 7), так и указание на нечестие (Пс 16:9, 13) и ярость врагов, стремившихся лишить его жизни (Пс 16:11, 12) и своими преследованиями Давида противящихся Божественному о нем определению (Пс 16:4, 13).

Услышь, Господи, мою молитву о помощи и спаси меня, праведного и в мыслях и в делах (1−4). Спаси меня, как зеницу от многочисленных, хитрых и сильных врагов (5−9). Они — всюду, и стремятся лишить меня жизни (10−12). Восстань, Господи, и низложи их, а я буду воспевать Тебя (13−15).

Пс 16:1. Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

«Правду мою» — мою справедливость, мою невинность пред Тобою и людьми в переживаемых бедствиях. Моя молитва «из уст нелживых», — она искренняя, нет в ней лжи и преувеличений.

Пс 16:2. От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

«Суд» — определение, решение. Произнеси, Господи, Свой суд надо мною и моими врагами, и, так как я незаслуженно страдаю, то своим приговором, осуждением моих врагов, дай возможность восторжествовать правде («да воззрят очи Твои на правоту»).

Пс 16:3. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

«Посетил меня ночью», ночь — символ бедствий; несмотря на испытываемые бедствия, Давид остался верен «правде», своему влечению и преданности Богу, и не отступал от Его заповедей. Его слова были верным выражением его мыслей, в нем не было лицемерия.

Пс 16:4. В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

«В делах человеческих». Под делами человеческими, как обычно в Библии, разумеются привязанности человека к земному, к тому, что только в глазах людей имеет особенную ценность, напр., богатство, покровительство сильных и т. п. — «По слову уст Твоих» — согласно с Твоими заповедями «я охранял себя от путей притеснителя» — Давид в (своих) обыкновенных, житейских отношениях к людям зорко следил за собою, чтобы ни в чем не оказаться притеснителем своего ближнего. Такое отношение к ближнему было исключительным, так как на Востоке насилие было обыкновенным направлением жизни.

Под «словами уст» можно разуметь и Божественное назначение Давида на царство, послужившее основной причиной гонений на него со стороны Саула. В этом случае означенный стих можно передать так: вследствие Твоего помазания и назначения меня на престол, я мог бы составлять партии и собирать вокруг себя сторонников для насильственного низложения Саула, но я избегал быть начальником, притеснителем.

Пс 16:5. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

Давид молит Бога, чтобы и на последующее время Господь не оставлял его своей защитой, давая ему тем возможность укрепляться в преданности Ему («утверди шаги мои на путях Твоих» — заповедях), чтобы ему неуклонно, без колебаний следовать Ему, а не «делам человеческим».

Пс 16:7. Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.

«Яви дивную милость» — равносильно чудесно избавь, что указывает на тяжелое и безвыходное положение Давида во время этих гонений. Под «десницею Божией» разумеется определение Бога относительно Давида, по которому он получил помазание на царство и должен быть царем еврейского народа.

Противящимися этой деснице были Саул и его приближенные, видевшие в Давиде не помазанника Божия на царство, а незаконного соискателя престола.

Пс 16:10. они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

Враги, нападающие на Давида, т.е. причинившие ему страдания, покушаются на его жизнь; «они заключились в туке», закрыли свой жир; «надменно говорят». Этими словами характеризуются враги Давида, пользовавшиеся полным довольством, от которого ничего не давали бедным («заключились в туке»). Вследствие сосредоточенности в их руках довольства и силы они сделались гордыми и заносчивыми.

Пс 16:11. На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

«Они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю» — напрягают зрение, изыскивают способы свалить Давида на землю, низвергнуть, погубить его. Известны разнообразные попытки Саула схватить и убить Давида.

Пс 16:12. они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

К числу этих попыток, помимо открытого преследования, относятся и скрытые, тайные выслеживания и подстерегания Давида, приравнивающие врагов Давида к хищным животным, выслеживающим свою добычу.

Пс 16:13. Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

«Воскресни,...предупреди и низложи», — восстань Господи, на мою защиту, предупреди нападения врагов и тем помешай их успеху надо мною.

Пс 16:14. от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

Господи, спаси «от людей мира, которых удел в этой жизни», т. е. враги Давида преследуют его не из высших побуждений, а земных и житейских интересов, все они привязаны и стремятся к временным и личным выгодам, их удел — земля даже тогда, когда Ты «наполняешь их чрево» сокровищ Твоих, когда они и так полны богатства и довольства. Этих благ у них столько, что они как сами пользуются ими, так, и после себя оставят большое количество их своим потомкам. Таким образом, все содержание стиха представляет молитву Давида к Богу о том, чтобы Он спас его и его приверженцев от врагов, хотя бы последние были многочисленны и обладали силой и богатством, чего лишен Давид в настоящее время.

Пс 16:15. А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

Преследование Саула и вынужденное бегство Давида лишают последнего возможности безбоязненно и открыто посещать скинию («взирать на лице Твое»). Невозможность для Давида посещать богослужение была большим и тяжелым для него, как человека благочестивого, лишением; в спасении от врагов он получит возможность удовлетворить своим религиозным запросам «насыщаться образом» Божиим, быть и молиться при скинии.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 16. Толковая Библия Лопухина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Псалтирь, псалом 16 в переводах:
Псалтирь, псалом 16, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.