IV. Заключение (глава 52)

Глава 52, весьма схожая, а порой почти идентичная, с 4Цар 24:18 — 25:30, была написана где-то после 561 г. до Р. Х., когда царь Иехония (в русском тексте — в стихах 2 и 31 — следует читать именно «Иехония», а не Иоаким) был освобожден новым вавилонским царем из темницы (Иер 52:31). Значительная часть представленного здесь материала параллельна по содержанию тому, что записано Иеремией в главе 39. Зачем в таком случае (можно спросить) добавлена глава 52 к пророчествам Иеремии? Скорее всего с целью показать, что слова пророка о грядущем суде над Иерусалимом сбылись, и, значит, можно верить, сбудутся и другие его слова — относительно освобождения иудеев из вавилонского плена.

А. О судьбе Иерусалима (52:1−23)

1. О ТРАГИЧЕСКОМ КОНЦЕ ЦАРЯ СЕДЕКИИ (52:1−11)

Иер 52:1−11. Вновь излагается в общих чертах история последнего царя Иудеи (39:1−7). Седекия попытался выйти из вассальной зависимости от вавилонского владыки, и в девятый год его царствования, в десятый месяц, в десятый день месяца, т. е. 15 января 588 г. до Р. Х. (4Цар 25:1; Иер 39:1) Навуходоносор начал последнюю осаду Иерусалима.

Она продолжалась более 2-х лет, и к середине июля 586 года (стихи 5−6) голод в городе настолько усилился, что дальнейшее сопротивление сделалось невозможным. В стихах 7−11 рассказывается о безуспешной попытке царя Седекии и его приближенных бежать и о том, что в согласии с предсказанным ему Иеремией (38:14−23), царь этот схвачен был халдеями; своими глазами принужден был Седекия смотреть на казнь своих сыновей, после чего он был ослеплен и закован в цепи. Умер он в вавилонской темнице. (Кстати, правильнее читать не дом стражи (стих 11), а «исправительный дом»; в Септуагинте переведено как «дом жерновов», из чего можно заключить, что слепой царь, принужден был выполнять, наравне с другими заключенными, тяжелую работу — молоть зерно на жерновах.)

2. О РАЗРУШЕНИИ ГОРОДА (52:12−16)

Иер 52:12−16. Горькая судьба постигла не только последнего иудейского царя, но и его столицу. В десятый день пятого месяца (в девятнадцатый год правления царя Навуходоносора), т. е. 17 августа 586 г. до Р. Х., Иерусалим очищен был от последних мятежников и предан огню. Тут возникает проблема. Дело в том, что в 4Цар 25:8 сказано, что высокий царский сановник Навузардан… пришел в иудейскую столицу на 7-ой день пятого месяца. Предлагается два возможных объяснения этого несовпадения. Ошибка, вкравшаяся при переписке текста в первом или во втором случае.

Но как-либо обосновать это предположение не представляется возможным. Более убедительным кажется другое объяснение. На седьмой день Навузардан явился в Иерусалим. Но акцию по сожжению храма, дворца и города (стих 13), предсказанную пророком (Иер 22:7), он предпринял на десятый день. Сказано, что очень немногих из беднейшего населения оставили халдеи на иудейской земле, чтобы она вовсе не одичала (стих 16).

3. О РАЗРУШЕНИИ ХРАМА (52:17−23)

Иер 52:17−23. Мы глубже осознаем смысл и значение этого раздела, если вспомним о конфликте Иеремии с лжепророком Ананией (27:16 — 28:17). Иеремия предсказал тогда, что все, что еще оставалось в храме из священных предметов служебного назначения и из предметов обстановки, будет взято в Вавилон (27:19−22). Анания возражал Иеремии, что, напротив, не будет, и даже взятое из храма прежде будет возвращено (28:3). Завершающая, дополнительная, глава книги показывает таким образом, что прав был Иеремия.

Заметим, что «повторение» о «чашах» в стихе 18 и 19 — не случайно: в первом случае, по-видимому, подразумеваются медные чаши, а во втором — золотые и серебряные. Надо думать, что после первой «конфискации» храмовых сосудов Навуходоносором в 597 г. до Р. Х. (4Цар 24:13) были проведены новые. И еще одно замечание.

Не ясно, каким образом оказалась в этом тексте фраза двенадцать медных волов (стих 29); дело в том, что «волы» еще при царе Ахазе были отданы как дань ассирийскому царю Тиглатпалассару (4Цар 16:17), так что тут, по всей вероятности, подразумеваются «простые» медные подставы, на которых держалась умывальница (море).

Б. О судьбе знатных и простых иерусалимлян (52:24−34)

1. О КАЗНЯХ СВЯЩЕННИКОВ И САНОВНИКОВ (52:24−27)

Иер 52:24−27. Тут содержится информация почти идентичная той, что находим в 4Цар 25:18−21. Рассказывается о печальном конце знатных иерусалимлян, которые, будучи отведены в Ривлу… к царю Вавилонскому, преданы были смерти по его приказу. Это первосвященник Сераия, внук первосвященника Хелкии (служившего при благочестивом царе Иосии; 1Пар 6:13−15), и второй (после него по рангу) священник Цефания, или Софония (Иер 37:3), и три левита-привратника («сторожа порога»), и прочие перечисленные в стихе 25, включая шестьдесят человек, которые могли быть служителями более низкого ранга, а, может быть, воинами, остававшимися в городе.

2. ВКРАТЦЕ О ТРЕХ ПЕРЕСЕЛЕНИЯХ ИЕРУСАЛИМЛЯН В ВАВИЛОН (52:28−30)

Иер 52:28−30. В 4Цар 25 раздела, идентичного этому, нет. Автор, очевидно, добавил его сюда, чтобы показать, что иудеев переселяли в Вавилон несколькими партиями. О двух депортациях иудеев говорится в 4Цар 24:12−14 и в 25:8−12, но даты их не совпадают с датами первых двух депортаций, которые находим в Иер 52:28−29. Предлагались два возможных решения возникающей трудности. По мнению одних исследователей Библии, речь в обеих книгах, несмотря на разночтения, идет об одних и тех же депортациях, и причина разночтений — в каком-то особом подсчете лет царствования Навуходоносора.

По мнению других, однако, первые две депортации, указанные в Иер 52:28−30, не соответствовали тем, о которых речь в 4-ой книге Царств, но являлись некими не столь масштабными переселениями и предшествовали главным, последовавшим после первого взятия Иерусалима Навуходоносором в 597 г. до Р. Х. и повторным его взятием им в 586 году. Два аргумента выдвигаются в пользу такой точки зрения. Первый.

Каждая из дат: седьмой и восемнадцатый годы правления Навуходоносора — на один год предшествует датам двух главных осад Иерусалима халдеями, которые указаны в 4-й Царств (восьмой и девятнадцатый годы правления Навуходоносора; 4Цар 24:12−14 и 4Цар 25:8−12 — соответственно). Второй аргумент. Число пленников (указываемых в книге Иеремии), которые были переселены в Вавилон, не согласуется с числом высланных туда в процессе депортаций 597 и 586 годов.

Тогда как в 597 году в плен было уведено 10 тысяч человек (4Цар 24:14), Иеремия называет (в 52:28) лишь 3023 человека. В 586 году Навуходоносор увел из Иудеи «народ, остававшийся в городе» (Иерусалиме) и тех, которые добровольно перешли на его сторону, наряду с «прочим простым народом» (4Цар 25:11). Однако цифра, приводимая Иеремией в 52:29 — восемьсот тридцать две души — представляется слишком низкой для депортации такого масштаба.

Итак, согласно второй точке зрения, допустимо предположить, что в Иер 52:28−29 речь идет о каких-то вторичных (дополнительных) переселениях. Автор главы 52 упоминает о них, наряду с третьей, небольшой, депортацией (стих 30), чтобы полномасштабно показать разорение Иудеи вавилонянами. Кстати, третья депортация, упоминаемая в книге Иеремии, возможно, состоялась после убийства Годолии (глава 41). Ибо такой акт мятежа, конечно же, не мог для иудеев пройти без последствий.

По всей вероятности, Навуходоносор послал тогда карательный отряд для восстановления порядка в покоренной Иудее и удаления из страны всех подозревавшихся в нелояльном отношении к победителям. Число их (семьсот сорок пять; стих 30) было, впрочем, невелико, что говорит об ограниченных масштабах карательной акции. Даты трех депортаций, о которых идет речь в 52:28−30, при отсчете от месяца Тишри, соответствовали таким образом 7-ому (598-ой), 18-ому (587-ой) и 23-му (582-ой) годам правления Навуходоносора.

3. О СУДЬБЕ ЦАРЯ ИЕХОНИИ (52:31−34)

Иер 52:31−34. Иехония (не Иоаким) явился «первой ласточкой» из вавилонских пленников, отпущенных на свободу. Тридцать седьмой год в стихе 31 соответствовал 561−560 годам до Р. Х. Тогда вавилонским владыкой стал новый царь — Евильмеродах. Празднуя свое восшествие на престол, он и освободил царя Иехонию из темницы.

Дата его освобождения, указанная в стихе 31, соответствовала 21-му марта 560 года до Р. Х. Иехония был «возвышен» новым вавилонским царем, о чем подробно рассказывается в стихах 31−34. Это место можно рассматривать как символизирующее начало избавлений и благословений иудейского народа свыше в будущем.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 52 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.