2Кор 13:1−3. Второе посещение Коринфа (2:1) было сопряжено для апостола Павла с унижением не только по причине оскорбления, которому он подвергся (2:5−11), но и потому, что многие в церкви жили противно воле Божией (12:21). Павел уже тогда предупреждал их о последствиях греховного образа жизни и снова предупреждает их о том же в этом послании.
В свое время Иисус применил сказанное во Втор 19:15 к заблуждающимся братьям (Мф 18:16): в свете этого надо понимать вторую и третью строки стих 1 — звучащие в подтверждение обещания апостола (стих 2) применить власть к тем, кто не желает каяться. Доказательство его апостольской власти, которого ищут, они получат, но в такой форме, что лучше бы им избежать этого (1Кор 5:5). Ибо Христос, Которому он служил, — не был бессилен в отношении коринфян (как на наказание, так и на работу, которую совершал в них).
2Кор 13:4. Парадокс Христа был и парадоксом Павла. Имея в своем распоряжении Божию силу (Мф 26:53), Христос, тем не менее, шел путем немощи ко кресту. В воскресении же Его проявилось все величие этой неиссякаемой силы (Еф 1:19−21). В земной жизни Павел, как и Иисус, шел тропою «немощи», однако, как и через жизнь Иисуса, через жизнь Павла пробивался свет силы Божией (Мф 4:23; 2Кор 12:12). И Павел хотел, чтобы эту силу можно было использовать в созидательных, а не в карающих целях (13:10; 10:2−6), и чтобы она давала ему возможность служить верующим.
2Кор 13:5−7. В этом послании апостол Павел постоянно подвергает тщательному анализу и самого себя и свое служение. Теперь же он передает «увеличительное стекло» коринфянам, предлагая им вникнуть в их поведение (в греческом тексте выразительно подчеркнуто «самих себя»). Вопрос, который ставит Павел, обычно предполагает утвердительный ответ; в стихе 5 он может быть прочитан и так: «Христиане вы или нет?» Скорее он, однако, предполагает состояние коринфян с точки зрения практического освящения: показывают ли они своим поведением, что они в вере (сравните 1Кор 16:13) и своим послушанием — что Христос в них?
Испытывайте …себя. Если вы делаете добро, значит, выдержите это испытание. Если совершаете зло, значит — не выдержите его, и тогда подлежите Божиему наказанию. Выражение «вы не то, чем должны быть» в 2Кор 13:5, (по отношению к невыдержавшим испытания), соответствует греческому слову адокимои, которое буквально означает «не получивший одобрения», «признанный недостойным» (оно же употреблено в 1Кор 9:27).
Какие бы подозрения ни имели коринфяне относительно поведения апостола Павла (2Кор 1:17; 2:17; 7:2), он полагал, что по трезвой оценке они перестанут сомневаться в нем. Он выражает надежду на то, что они не будут найдены Богом недостойными, и на то, что убедятся, что и он не найден Им недостойным. Однако не его собственные, а их репутация и состояние беспокоили апостола.
2Кор 13:8−10. Павел знал, что «не силен» или бессилен против истины, т. е. против воли Божией. Пережитое им на дороге в Дамаск убедило его в этом (Деян 9:1−6). Как и его Господь Иисус Христос, он желал служить людям (2Кор 8:9; 2Кор 12:15). Именно в немощи его Бог сделал его сильным (12:8, 10), и та же закономерность действовала в отношении коринфян (13:9). Их духовное благополучие и было предметом постоянной озабоченности апостола (сравните Флп 2:20−21).
Слово катартисин, переведенное как «совершенство», можно было бы перевести и словом «исправление». Это существительное встречается в Новом Завете только здесь, но соответствующий глагол катартизесте видим во 2Кор 13:11, где он переведен как «усовершайтесь»; в Мф 4:21 он же переведен в значении «починять» — применительно к рыбацким сетям.
Молитва об «исправлении» путей коринфян (стих 7) звучит уместным завершением Павловых предупреждений (2Кор 12:20−21; 2Кор 13:5−7). Ведь ему так не хотелось прибегать к наказанию тех, кого он любил (сравните 2:2), но, вместо того, — работать с ними, ради их же радости (1:24) желал он, ради созидания (13:10).
V. Заключение (13:11−13)
Вняли ли коринфяне предупреждению апостола Павла? — Да. Поскольку Павел распространил свое служение на другие области, можно заключить, что коринфская проблема была решена — ведь первое ставилось им в зависимость от второго (10:15−16). После написания этого послания апостол посетил Коринф и пробыл там три месяца, написав оттуда Послание к Римлянам. В нем мы читаем (Рим 15:23): «ныне же, не имея такого места в сих странах» (подразумевается — где бы не было проповедано Евангелие). Значит, его призыв был коринфянами услышан.
А. О должном поведении. Приветствия (13:11−12)
2Кор 13:11−12. Павел завершает послание призывом к единству: усовершайтесь (т. е. «исправляйте пути ваши» — толкование на «совершенство» в стихе 9) …будьте единомысленны (сравните Флп 2:2), мирны (т. е. живите в мире друг с другом). Единство же может быть достигнуто только при уповании на Бога, дающего любовь (2Кор 13:13) и мир. В те времена оно выражалось в лобзании святом (сравните Рим 16:16; 1Кор 16:20 — соответствующие ком.; 1Фес 5:26; 1Пет 5:14).
Во время написания 2 Послания к Коринфянам Павел находился среди «святых» Македонии (Вступление), приветствия которых и передает коринфянам.
Б. Благословение (13:13)
2Кор 13:13. В заключение Павел призывает на коринфян благословение Триединого Бога, дабы благодать, явленная Христом, любовь, исходящая от Бога Отца (сравните «Бог любви» в стихе 11) и общение (братское), которое возможно благодаря действию Святого Духа, стали достоянием верующих в Коринфе.
Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Коринфянам, 13 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.