Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

2 Коринфянам 12 2-е Коринфянам 12 глава

2Кор 12:1. Продолжая сравнивать, к чему «принудили» его коринфяне, Павел переходит к видениям и откровениям Господним. Будь-то «удостоверения» внешнего порядка (11:22−23) или те, к которым он обращается теперь, апостол полагал, что в выставлении их напоказ нет ничего полезного (не полезно хвалиться мне) для церкви (10:3). Тем не менее, он все-таки делает это в надежде заставить замолчать своих критиков и обеспечить себе возможность свободного служения.

В то же время он искусно переводит внимание своих читателей с несущественных внешних признаков на истинные признаки апостольства. Что действительно являлось признаком «служителей Христовых» (11:23), так это их уподобление страдающему Рабу (Ис 53 гл.). Если же кто прославляет «видения и откровения» (2Кор 12:1) и «хвалится» ими, тому собственные немощь и малость следует оценивать в должном свете (стихи 9−10).

2Кор 12:2−4. Завуалированная ссылка Павла на самого себя как на некоего человека во Христе, свидетельствует, что это величайшее свое переживание он рассматривал не как результат присущих ему заслуг или своего духовного превосходства, а именно как следствие пребывания «во Христе». И в качестве такового оно предвозвещало, что это же каждый, кто во Христе, испытает однажды на небесах в Его присутствии.

Это случилось за четырнадцать лет до того, как писал апостол это послание, т. е. где-то в 42−44 гг. по Р. Х., прежде тех миссионерских путешествий Павла, о которых повествуется в книге Деяний Апостолов. Павел был восхищен (то же слово встречаем и в 1Фес 4:17, где речь идет о «восхищении» Церкви) до третьего неба, т. е. до того места, где обитают Христос и все святые, и которое Иисус называл раем (Лк 23:43; сравните Откр 2:7).

При этом Павел утратил ощущение пространства и времени (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю). То, что он там слышал, невозможно было передать человеческим языком. Нет, однако, сомнения, что пережитое им тогда способствовало его убеждению, выраженному в этом послании в следующих словах: «ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор 4:17).

2Кор 12:5−6. Павел хвалился таким человеком (сравните стих 2 — «знаю человека во Христе» и «знаю о таком человеке» в стихе 3), поскольку ударение он делал не на себе самом, а на Христе. Увлечение коринфян внешними впечатляющими признаками «достоинства» огорчало Павла (сравните 1Кор 14−20). Всем этим он мог бы хвалиться заслуженно и по истине (скажу истину — 12:6; сравните 1Кор 14:18; Флп 3:4); в приведенных словах из 12:6 содержится намек на то, что схожие претензии других в Коринфе едва ли заслуживали доверия. Однако действительное значение имели для Павла не его достижения, а Божия работа, совершавшаяся через него и проповедь им Евангелия.

2Кор 12:7−9. Что бы это чувство никогда не покидало Павла, Бог вложил в него нечто, служившее ему постоянным напоминанием о его немощи. Неисчислимые объяснения предлагались относительно того, что означало это жало в плоть. Начиная от некоего постоянного искушения, мучившего апостола; от упорного отвержения его противниками и хронических заболеваний Павла (таких, как воспаление глаз, малярия, мигрень и эпилепсия) до косноязычия его.

С уверенностью никто не может судить об этом, но представляется вероятным, что апостол страдал каким-то хроническим заболеванием (судя по действию в теле его «ангела сатаны»; сравните 1Кор 5:5; 1Кор 10:10). Понятно, что Павел воспринимал это «жало» как препятствие к своему более широкомасштабному и плодотворному служению (сравните Гал 4:14−16), а потому трижды просил Господа удалить его (2Кор 12:8).

Но из этого горестного своего переживания он извлек урок, который неустанно старается преподать и читателям этого послания: Божия сила (сила Моя и сила Христова — стих 9) наилучшим образом действует в условиях человеческой немощи (сравните 4:7), чтобы вся слава была воздаваема Богу (10:17). Вместо того, чтобы избавить его от мучившего его «жала», Бог дал Павлу Свою благодать, которой, по определению Господа, апостолу было достаточно (довольно; здесь греческое слово «аркеи» имеющее значение «достаточно для получения удовлетворения»).

2Кор 12:10. Божия благодать дала апостолу Павлу способность видеть вещи в ином, истинном, свете. То, что по человеческой его природе должно было бы вызывать в нем страх и отвращение, он сверхъестественным образом полюбил, потому что явление силы Христовой во всем том, что заставляло страдать его, Павла, приносило славу не ему, а Богу. Когда Павел пришел к концу своей «самости», в нем виден стал лишь Христос. Когда он был немощен, тогда Христос силою Своею мог сделать Павла сильным духовно.

Г. Ожидаемый отклик (12:11 — 13:10)

Павел надеялся, что отклик на это его послание, когда он посетит Коринф, проявится в двух формах: 1) в раскаянии (которое повлечет за собой послушание Богу) в неверном поведении и 2) в проявлении доверия лично по отношению к нему и к его помощникам — истинным слугам Христовым.

2Кор 12:11. С «похвальбой» было покончено. Павел исполнил роль, сыграть которую его принудили коринфяне — роль человека неразумного. Вместо того, чтобы защитить его от недобрых намеков и наветов, распространявшихся лжеапостолами, коринфяне остались пассивными наблюдателями, тем и принудив Павла выступить в свою защиту самому.

Он сознавал, что вполне может сопоставить себя и с самыми великими из числа Двенадцати (11:5), как это следует из всего только что им сказанного. И все-таки попытки такого рода — неразумны, потому что в конечном счете все эти «удостоверения» принадлежали не человеку по имени Павел, а Богу. Он же был ничто. Как он прежде писал коринфянам, «я более всех их потрудился, не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною».

2Кор 12:12. Сверхъестественные действия, совершавшиеся Павлом по Божией благодати, должны были бы развеять всякие сомнения относительно его апостольства. Знамения (семеиоис) — чудеса, имеющие особое значение; к их числу относятся семь «знамений» Иисуса, описанных евангелистом Иоанном; чудеса (терасин) — необычные события, вызывающие благоговейный страх; явления силы (динамезин — необычные явления, производимые сверхъестественной силою) — все это и было «признаками» апостольства Павла (сравните Деян 2:22, 43; Евр 2:4).

Хотя в Деяниях Апостолов, где описано служение Павла, не упоминается о знамениях и чудесах, явленных им в Коринфе, они несомненно имели там место (признаки оказались перед вами). Павел, кроме того, совершал чудеса до и после своего служения в Коринфе. В Филиппах он изгнал беса из девушки-служанки (Деян 16:18), а его пребывание в Ефесе было отмечено многочисленными чудесами (Деян 19:11).

Но, конечно, наибольшим чудом было создание церкви в Коринфе, которую «насадил» Павел, но «взрастил» Бог (1Кор 3:6). Примечательны большая настойчивость и терпение апостола, в которых тоже — удостоверение Божиего присутствия (Деян 18:9−11). Все это свидетельствовало о Павле как об истинном апостоле, а о его противниках — как о лжеапостолах (2Кор 11:13).

2Кор 12:13−15. Единственно чем отличался Павел от других истинных апостолов, — это тем, что сам зарабатывал себе на жизнь и не брал положенного ему содержания от коринфян. Он не собирался изменять этому принципу, не желая быть им в тягость (стихи 13−14, 16). Намеченный им третий визит в Коринф тоже не внес бы в это никаких изменений (13:1, а также пункты 7 и 8 в разделе «Личные контакты и переписка» во вступлении к данному комментарию).

Действуя как отец по отношению к своим духовным детям, Павел хотел безвозмездно заботиться о коринфской церкви. Среди причин, по которым он отказывался от вознаграждения (11:10; 1Кор 9:17), не последней была его любовь к коринфянам. Конечно, он хотел бы, чтобы они платили ему той же «монетой» (сравните 2Кор 6:11−13).

2Кор 12:16−18. Однако он мог бы и смириться с тем, что его любовь к ним была не вполне взаимной. Но он не мог снести их подозрений, что он и его помощники тайно извлекают выгоду из отношений с ними (тогда как все было наоборот). Видимо, лжеапостолы пускали слухи, что нежелание Павла принимать поддержку от церкви служит ему лишь прикрытием его сребролюбия и сомнительных замыслов, связанных со сбором пожертвований.

Подозрения, очевидно, распространились и на Тита, а также на одного из двух братьев, который сопровождал его по рекомендации Павла (8:22). Павел ставит прямые вопросы, смысл которых в следующем: Могут ли они представить хоть малейшее доказательство в пользу своих предположений? Хоть намекнуть на неправильное поведение Тита или другого брата? И не были ли действия самого Павла в равной степени безупречными? Пользовался ли кто-нибудь из них чем-либо от коринфян? (2:17; 7:2). Павел надеялся, что отсутствие доказательств заставит замолчать его критиков (хотя история его отношений с коринфской церковью едва ли предвещала это).

2Кор 12:19−21. Несмотря на то, что мотив самозащиты звучит на протяжении всего послания, причина этого не в желании апостола оправдать себя. Не люди, но Бог был судьей Павлу (1Кор 4:3−4; 2Кор 3:10). И нелегкое для него это письмо он написал, заботясь не о себе, а о коринфянах (к вашему назиданию) — в надежде поправить дела в церкви, не доводя до неизбежного в противном случае наказания (13:2).

Наказывать их ему было бы больно, как отцу, вынужденному наказывать своих детей (12:21). Только потому и отменил он намеченный прежде свой третий визит к ним (1:23 — 2:4). Их реакция на его предыдущее послание порадовала Павла (7:8−13), однако появление лжеапостолов в их среде угрожало оживлением прежних разногласий между ними.

Восемь перечисленных в 12:20 грехов — естественный плод разделений в церкви; так же, как для трех грехов, упомянутых в стихе 21 — благоприятен климат попустительства в области морали, который тоже возникает в результате разъединения; по поводу этих трех грехов (толкование и в Гал 5:19). Казалось бы, ориентация лжеапостолов на Закон должна была вызывать у них непримиримое отношение к плотским грехам, перечисленным в стихе 21, но на деле, как это ни печально, законничество и аморальность часто шли рука об руку (Флп 3:3, 19; Ин 8:3−7).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Коринфянам, 12 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

2 Коринфянам 12 глава в переводах:
2 Коринфянам 12 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.