Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

2 Коринфянам 4 2-е Коринфянам 4 глава

3. СИЛА — ОТ БОГА (4:1−15).

Новозаветное служение славно благодаря уверенной победе, одержанной Христом (2:14) и преобразующему действию Духа Святого (3:18), однако, и оно сопряжено с трудностями. Так, Павел в процессе своего служения чувствовал порой, что его физические силы на исходе (1:8; 11:23−27). Не менее мучительным грузом ложились на него и духовные нужды (7:5; 11:28−29) тех, кому он служил (2:4), а также необходимость давать отпор своим противникам (2:5). Далее апостол размышляет об этих трудностях и указывает на то, что служит ему поддержкой, а именно, на силу Божию (4:7).

2Кор 4:1. Слово диакония (служение) встречаем также в 5:18; 6:3; 8:4; 9:1 (где оно переведено как «вспоможение»), 12−13; 11:8. Апостолу Павлу честь новозаветного служения была дана, несмотря на его прошлое (1Кор 15:9−10; 1Тим 1:13), по милости Божией и Его состраданию к нему. Эта же милость была Павлу опорой в многочисленных трудных и мучительных ситуациях, которыми отмечено было его служение (2Кор 1:3−11), и она же давала ему силу преодолевать чувство отчаяния (7:6). Вот почему он мог написать: мы не унываем (4:1, 16). То же греческое слово, переведенное как «не унывать», встречаем у евангелиста Луки (Лк 1:18). Хотя порой мужество все-таки изменяло великому апостолу, но служения своего он не бросил до конца.

2Кор 4:2. Одной из причин переживаний было для Павла тревожное положение дел в коринфской церкви. Повинны в нем были активность лжеапостолов в этой церкви и пассивность верующих. Перед лицом серьезных обвинений, выдвигаемых лжеапостолами в его адрес, Павел вынужден был защищать себя в глазах людей, которым следовало полностью доверять ему. Уже несколько раз в этом письме он находчиво парировал нападки своих обвинителей (1:17; 2:17; 3:1), однако чувствовал, что должен вновь и вновь возвращаться к этому (6:3; 7:3, 10−13).

Некоторые обвиняли его в том, будто благовестие он хитро использует в собственных целях (греческое слово паноургия, обозначающее хитрость, «надувательство» в 11:3 Павел употребляет по отношению к сатане). Возможно, и в этом стихе (4:2) подразумевается все тот же сбор добровольных пожертвований (12:16−18; сравните 2:17).

Отвечая своим оппонентам, апостол указывает на открытость своего поведения (Но отвергнувши скрытые постыдные дела, не прибегая к хитрости, а открывая истину) и смелость (3:12), которые всегда сопутствовали провозглашению им Евангелия. В отличие от своих противников, Павел «не искажал Слова Божиего», а потому мог «представлять себя» (сравните 6:4) другим людям пред Богом как человека достойного (сравните употребление слова «совесть» здесь и в 1:12; 5:11).

2Кор 4:3−4. Конечно, многие люди, и особенно евреи (3:4−15), не принимали благовествования. Для них оно было закрыто. Но Павел не собирался искажать его, чтобы сделать более привлекательным, как поступали его оппоненты (11:4). Евангелие отвергали те, кто были неспособны или не хотели его принять (1Кор 1:18; 1Кор 2:14). Они сомневались в нем, не доверяли ему, и сатана, бог века сего (сравните Еф 2:2), постоянно подстрекал их к неверию; хотя и побежденный Христом (Евр 2:14), он все еще властвует в этом мире (1Пет 5:8; 1Ин 5:19). Ослепляя умы людей, он лишает их возможности увидеть свет благовествования.

В Евангелии, таким образом, нет ничего темного, «закрытого». Оно указывает на Христа, Который, будучи «образом Бога невидимого» (сравните Кол 1:15), в словах Своих и делах открыл людям Бога Отца (Ин 1:18; Ин 14:9).

2Кор 4:5. Христос был в центре Павлова благовестия, Он был главной темой его ревностной проповеди. Вопреки подозрениям его обвинителей (стих 2), Павел трудился ради успеха дела Христова (для Иисуса), а не в собственных интересах. Иисус был распятым Христом и воскресшим Господом. Служа Ему, Павел служил и Церкви, телу Христову (Еф 1:22−23). Следовательно, служа коринфянам, сколь бы ни недостойны они были этого служения, апостол служил своему Господу (Мф 25:40).

2Кор 4:6. Павел потому служил церкви и открыто проповедовал Евангелие, что Бог совершал в нем Свою работу. Подобно тому, как, создавая материальный мир, Бог повелел из тьмы воссиять свету (Быт 1:2−4), творя в сфере Духа, Он приносит свет в сердца пребывающих во тьме (сравните Лк 1:78−79; Деян 26:18). Павел пережил это на личном опыте, по пути в Дамаск, когда «внезапно осиял его свет с неба» (Деян 9:3).

Встреча с воскресшим Христом преобразила его в Новое творение (2Кор 5:17). «Свет, озаряющий сердца» верующих, — это их «познание» Божьего спасения, той славы Отца, которая проявляет себя в лице Иисуса Христа и которую отражал Павел (3:18). Когда люди пребывали во мраке греха, они не знали Бога, не были причастниками Его жизни и даруемого Им спасения (Еф 4:18).

2Кор 4:7. Проповедь о спасении и производимые ею плоды — славны и по природе своей Божественны. Однако те, кто идут к людям с этой проповедью, — тоже всего лишь смертные создания. Тут напрашивается сравнение с великим сокровищем, которое хранится в глиняном сосуде. Апостолу Павлу свойственно было это постоянно углублявшееся чувство собственного ничтожества — в сравнении с величием того благовестия, которое он нес людям (Еф 3:7−9). Сознание упомянутого острого контраста дается Богом с той целью, чтобы никто не усомнился в источнике благовестия и его «преизбыточной силы». Спасение совершается Богом, а не людьми (сравните 1Кор 2:5; 1Кор 3:7).

2Кор 4:8−9. В своем послании, написанном ранее, Павел сравнивает себя и других апостолов с «как бы приговоренными к смерти» (1Кор 4:9). Тут он прибегает к такого же рода образным выражениям, чтобы показать, до какой степени в тяготах служения обнаруживают себя человеческая беспомощность с одной стороны, и способность Бога давать безграничные силы — с другой. Под этот контраст подпадают как физические (сравните 2Кор 1:8−9; 2Кор 6:5, 9), так и психологические тяготы (сравните 6:4, 8; 7:5−6). Если бы не Божии вмешательство и помощь, они сокрушили бы Павла (сравните 1:8−10).

2Кор 4:10−11. Ряд парадоксов, представленных в стихах 8−9, драматически контрастируют в свою очередь с немощью и унижением Иисуса Христа в Его земном служении, с одной стороны, и с силой, которую являет Он в небесном своем величии (13:4), — с другой. В 1 Послании к Коринфянам Павел говорил, что проповедует Христа распятого (1Кор 1:23). В этом же послании он ссылается на собственную жизнь как на свидетельство этих немощи и унижения, постоянно напоминающих о том, что через человеческую немощь сила Божия являет себя особенно зримо и результативно (2Кор 12:9−10).

Павел всегда носил в своем теле мертвость (т. е. смерть) Господа Иисуса; это значит, что он постоянно страдал за Него, и на теле его не успевали зарубцовываться шрамы от ран, нанесенных ему побоями и от побития камнями, — всему этому подвергали его за свидетельствование ради Иисуса (сравните 1Кор 4:11; 2Кор 6:5, 9; 2Кор 11:23−25; Гал 6:17).

Его «непрестанно предавали на смерть», т. е. он постоянно смотрел смерти в лицо (сравните 2Кор 1:9). Павел пишет, что для служения Ему Бог обычно избирает немощных людей (1Кор 1:26−29). Далее именно на основании страданий своих (2Кор 11:23−24) и своей немощи (11:30; 12:5) будет отстаивать Павел истинность своего апостольства. Однако и жизнь Иисусова открывалась в плоти апостола, что означает, что он всегда был жив духовно (4:16). В процессе страданий и тягот, которые он преодолевал, он достигал все большего христоподобия (3:18).

2Кор 4:12. Но хотя Павел и видел в страданиях парадоксальную пользу для самого себя (Флп 3:10), в конечном счете он, принимая их, руководствовался примером Господа, Который отдал Свою жизнь за других (Мк 10:45; сравните Флп 2:5−8). Павел верил, что его страдания были для Бога средством Его служения коринфянам (2Кор 1:5−6; сравните с Еф 3:10; 2Тим 2:10). Подобно тому, как Христос даровал жизнь другим, посредством собственных страданий и смерти, так и страдания Павла (через «смерть, действующую» в нем, — сравните 2Кор 4:10−11) были средством пробуждения в других к духовной жизни (так что смерть действует в нас, а жизнь в вас); сравните Кол 1:24.

2Кор 4:13−14. Что же делало Павла способным переносить все эти страдания? Ответ содержится в приведенных им словах из Пс 115:1. Перед этим псалмопевец говорит о муках постигших его смертельных болезней (Пс 114:3), но из дальнейшего мы узнаем, что, вот, он призвал имя Господне, и Господь избавил его от смерти (Пс 114:8). Так же уповал на Господа и Павел, и потому он мог сказать вместе с псалмопевцем: Я веровал.

Во второй части этой цитаты — и потому говорил, следуют слова псалмопевца о его страданиях: «и потому говорил: я сильно сокрушен». Этих последних слов из Пс 115:1 Павел не приводит. Он, по-видимому, полагал, что его читатели поймут: апостол имеет в виду страдания, которые выпали на его долю, о чем он говорил им в предшествующих стихах (2Кор 4:8−12), да и по ходу всего этого послания.

Павел в состоянии был говорить о своих страданиях и смерти, потому что был уверен: Бог «избавит» его от них (1:9−10). Эта его уверенность основывалась на факте воскресения Христа, Первенца воскресения и Гаранта его для всех, кто уверует в то, что спасение в Нем (1 Кор. 15:12−19; 1Фес 4:14).

2Кор 4:15. Итак, все (подразумевается — все свои страдания) Павел переносил для (в англ. Библии — «для блага») верующих, подобных коринфянам (сравните стих 12). Но, кроме того, он говорит, что страдает «ради Иисуса» (стих 11). И из этого видно, насколько полно он отождествлял Церковь с Христом. Собственное служение Павла Церкви, т. е. телу Христову (Еф 1:22−23), было таким образом его служением Иисусу Христу (сравните Мф 25:40).

Благодать Божия, т. е. Его великодушие и доброта по отношению к незаслуживающему их человечеству, изливалась, — благодаря проповеди Павла — на многих людей. Те, кто слышал его проповедь и верили ей, обретали спасение и возносили за это хвалу и благодарность Богу (сравните Еф 1:6, 12, 14). И чем больше людей приходило ко Христу, тем большую… благодарность «производило» это. Этим стихом подчеркивается бескорыстие Павлова служения. Оно совершалось для блага других и во славу Божию (сравните Мк 12:33) — не ради его собственной славы.

4. В ПЕРСПЕКТИВЕ ВЕЧНОСТИ (4:16 — 5:10)

Что такое страдания, сопряженные со служением Христу, Павел знал хорошо. Тревога и боль пронзили сердце его, в частности, в Троаде, когда он не встретил там Тита. Воспоминание о том тяжелом моменте (2:12−13) и о том, как Бог утешил его (7:5−6), и натолкнуло Павла на размышления в 2:12 — 7:4, которые носят в послании характер вставки или отступления, на тему о величии новозаветного служения. Победоносное служение во Христе (2:12 — 3:6) было служением славы благодаря работе Духа (3:7−18) и потому, что силу для своего осуществления черпало в Боге (4:1−15). Далее Павел переходит к другому аспекту этого служения, связанному с его перспективой в вечности.

2Кор 4:16. В своем служении апостол не был застрахован от различных переживаний (1:8). Так, глубоко опечалила его несостоявшаяся в Троаде встреча с Титом 2:13; 7:5−6), что было лишь одним из многих событий (4:8−9; 11:23−29), которые подрывали его силы и напоминали ему о его смертности (4:11). Но «такое унижение» было дано ему Богом (стих 1), и Бог в трех Лицах: Победитель-Сын (2:14), прославленный Дух Святой (3:18) и всевышний Отец (4:7) — Сам активно соучаствовал в этом служении. Кроме того, в Боге Павел имел гарантию своего воскресения после смерти (4:14). И посему он, несмотря на временные страдания и огорчения, «не унывал» (сравните стих 1; Пук. 18:1).

Да, смертность его плоти все более давала знать о себе; «внешне» он «тлел» (сравните 2Кор 1:8−9; 4:8−12). Однако с другой стороны, все более очевидным становилось его небесное, высшее предназначение (стихи 17−18). Слабея физически, духовно Павел постоянно — день за днем — испытывал обновляющую (16б; сравните Рим 12:4 Кол 3:10) работу в себе Духа Святого. Он все больше уподоблялся Христу (2Кор 3:18) — в прелюдии того, что ожидало его в вечности (Рим 8:23; 1Ин 3:2).

2Кор 4:17−18. Одним из средств, к которым прибегает Бог в процессе преобразования человека, его духовного обновления, является страдание (1Пет 4:1, 13−14). Свои страдания, как бы ни были они тяжелы (2Кор 11:23−29), Павел называет кратковременное легкое страдание. Они ничего не значат, в сравнении с ожидающей его вечной славой (в ее «безмерном преизбытке» над земными страданиями), с тою славой, в которую войдет он благодаря вере в Иисуса и, уподобившись Ему, в присутствии Божием (4:14; также 1Кор 15:49; Флп 3:21; 1Ин 3:2).

Как это удивительно: все постоянно постигавшие его мучительные тяготы апостол называет «легкими» (греческое слово элафрон означает «легковесные», «легкопереносимые» и встречаются в Новом Завете только два раза — здесь и в Мф 11−30) и «кратковременными». Хотя во 2Кор 1:8 Павел и пишет, что «мы отягчены были чрезмерно», здесь он подчеркивает, что грядущая слава, которая достигается этими страданиями, далеко превосходит их по своим масштабам.

Именно эта надежда на грядущее и перспектива вечности давали Павлу силу переносить временные страдания, которые сопутствовали его служению. Как он напоминал коринфянам в другом месте, мир с его временными тяготами «проходит» (1Кор 7:31). Ибо видимое (т. е. материальное) временно, а невидимое (относящееся к сфере духа) вечно. Временное будет заменено «неувядающим венцом славы» (1Пет 5:4), вечной славой во Христе Иисусе (1Пет 5:10). А значит, верующим следует смотреть не на видимое, говорят апостол, но на невидимое. Ибо то, что видит «внутренний человек», далеко превосходит доступное физическому зрению.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Коринфянам, 4 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

2 Коринфянам 4 глава в переводах:
2 Коринфянам 4 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.