б. Защита у иудеев (16:1−5)

Ис 16:1−5. Пророк советует моавитянам искать защиту и спасение у иудеев, в Иерусалиме (на горе дочери Сиона), и, чтобы снискать расположение иудейского царя, посылать ему дань (агнцев, которых прежде они посылали царю израильскому; 4Цар 3:4). (Исаия, вероятно, предвидел, что в пору «суда» над Моавом, Иерусалим от Ассирии будет защищен.) Трудно объяснить все «частности» стиха 1, но общий смысл его именно таков.

В большем или меньшем удалении от р. Арнон располагались города моавитские. Мужчины из них ушли на войну, а беспомощных женщин пророк уподобляет (стих 2) птице, выброшенной из гнезда… у бродов Арнонских.

Исаия советует, как говорить с царем иудейским тем, которые будут посланы к нему из Моава (стих 3). Осени нас среди полудня (и далее): дай нам отдохнуть под сенью твоею, как путникам, истомленным полуденным зноем, как тем, кто, будучи измучен, дождался ночного отдыха. В стихе 4 как бы обращение моавитского царя к царю иудейскому. Первый выражает надежду, что наступит момент, когда грабителя и притеснителя не станет. И молит до тех пор дать приют «его моавитянам».

Очевидно, в стихе 5 он «говорит» царю иудейскому, что престол его милостию этой лишь утвердится. В уста моавитянина пророк вкладывает слова о «праведном судии» из рода Давидова (под которым, скорее всего, подразумевается Мессия), потому, вероятно, что соседи евреев (те же моавитяне), слышали, конечно, о том, что Израиль ожидает прихода такого «судии».

в. О расплате Моава за гордыню (16:6−12)

Ис 16:6−12. В стихе 6, по всей видимости, заключен ответ иудейского царя посланникам Моава: он не благоприятен, ибо иудеи не раз имели возможность убедиться в чрезмерной гордости и неискренности моавитян. После отказа иудеев от союза с ними тем не останется ничего иного, как оплакивать друг друга (возрыдает Моав о Моаве). В стихах 7−8 описание продолжающегося разрушения и все большего оскудения богатой земли (Кир-харешет — то же, что Кир-Моав).

Начало второй фразы в стихе 8 имеет и другое прочтение (и соответствующее ему объяснение): «плоды лучших лоз Севамского виноградника (Севам, или Сивма, — город в колене Рувимовом; Чис 32:3, 38) сбивали с ног властителей народов» (столь крепким было вино, приготовленное из него). Виноградные лозы, принадлежавшие моавитянам, «заполняли» всю их территорию до границ с другими странами, «добираясь» на востоке до Аравийской пустыни, а на западе — до Мертвого моря.

Иазер — город, находившийся севернее Сивмы. Он будет плакать о себе и о других городах моавитских, и, хотя Моав издавна был врагом его народа, Исаия тоже будет плакать… плачем Иазера, ибо сердце его переполнено состраданием к врагам, в жилах которых течет родственная евреям кровь. В стихах 9−10 мысль о всеобщей скорби передана в образе прекратившегося веселья и смолкшего пения, которые всегда сопутствуют жатве и сбору винограда. Ибо вытоптаны поля и истреблены виноградники.

Ибо Господь прекратил ликование Моава. Сознавая, что бедствие Моава — от Иеговы, и как это страшно — вызвать гнев Его, Исаия всем сердцем сокрушается (стонет) о моавитянах, которые напрасно будут до изнеможения (утомленна) умолять своих богов на высотах помочь им: подпавшим под суд Иеговы ничто не поможет (стих 12).

г. Заключительное пророчество о гибели Моава (16:13−14)

Ис 16:13−14. Недоброе пророчество о Моаве… Господь… изрек еще устами Моисея (Чис 21:28−30); о бедствиях, которые постигнут его, говорил Амос, живший на несколько десятилетий ранее Исаии. Может быть, их слово имел он в виду, говоря, что оно изречено было издавна? Судя по тому, что пророк Иеремия, через сто лет после Исаии, возвестит о карах свыше, которые постигнут Моав (Иер 48), то, о чем читаем в Ис 15 — 16:12, не было предсказанием его окончательной гибели, но, вероятно, — тех горчайших испытаний, в процессе которых лишь начнется посрамление гордости Моава, «избалованного» относительно спокойной жизнью (Иер 48:11).

Как уже говорилось в начале раздела, несмотря на столь конкретное указание, как чрез три года (точность этого срока подтверждается аллегорией «годов наемничьих» — имеется в виду, что ни хозяин не допустит ухода своего работника до истечения действия договора, ни тот не останется у него ни на день больше), установить, когда именно было произнесено или написано это пророчество и в каких событиях оно осуществилось, — нелегко. Во всяком случае в ассирийских клинописях, относящихся ко времени царя Сеинахирима (Исаия жил в одно с ним время), среди восточных царей, Сенна-хиримом побежденных, упоминается и царь Моава.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 16 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.