1. О РОЖДЕНИИ ЕММАНУИЛА (глава 7)

В этой главе содержится пророчество Исаии о предстоящем рождении Младенца по линии Давида, которое каким-то образом будет связано с избавлением Божиего народа. Младенцу наречено будет имя Еммануил.

а. Историческая ситуация (7:1−2)

Ис 7:1−2. Впервые совместные враждебные действия против Иудеи цари Сирийский и Израильский (Рецин и Факей) предприняли еще в конце царствования Иоафама иудейского (4Цар 15:37). В царствование сына его Ахаза угроза эта постоянно нарастала. Полагают, что сирийцы и израильтяне, коалицию которых поддерживал Египет, добивались присоединения к ней и Иудеи — с целью совместного противостояния Ассирии. Ахаза, не сочувствовавшего их замыслам, они намеревались свергнуть и, вместо него, посадить на иудейский престол какого-то, по всей видимости, сирийского вельможу, названного в стихе 6 «сыном Тавеиловым».

Итак, Иерусалим готовился к осаде, и в это-то время Господь направляет Исаию к Ахазу со словами ободрения: враги Иудеи бессильны нанести ей серьезный урон, так как их самих ожидает скорая погибель. И было возвещено дому Давидову (стих 2) — подразумевается, Ахазу. Ефрем был самым большим из колен Израилевых и как бы представлял весь Израиль (сравните с Ос 4:17; 5:3, 5, 9−14).

В 734 г. до Р. Х. израильтяне и сирийцы готовились к совместному выступлению против Иудеи, и известие об этом «привело в смятение» сердце Ахаза (оно всколебалось) и сердце иудейского народа. Возможно, Ахаз подумывал обратиться за помощью к тому самому ассирийскому царю (Тиглатпалассару III), в союз против которого стремились его втянуть израильтяне и сирийцы.

б. Иудея не будет разорена (7:3−9)

Ис 7:3. Бог повелел Исаии выйти, вместе с сыном его, на встречу Ахазу, который, готовясь к осаде Иерусалима, осматривал водопровод; проложенный под землею, он начинался от так называемого верхнего пруда. Этот пруд за пределами Иерусалима был очень большим и служил источником питьевой воды для всего города. Протекая по трубам через Иерусалим, вода из «верхнего пруда» стекала в «нижний пруд» (Ис 22:9); «поле белильничье» — место, где собирались «мойщики», отбеливавшие овечью шерсть.

Сын Исаии, который должен был сопровождать отца, носил символическое имя Шеарясув, что значит: «остаток обратится (спасется)»; 10:21. Его присутствие при беседе отца с царем символизировало истинность слов пророка: сиро-израильской коалиции не удастся покончить с Иудеей.

Ис 7:4−6. Исаия должен был успокоить Ахаза: его противников Господь сравнивал с «дымящимися головнями», которым недолго «гореть гневом». Смерть обоих царей действительно наступила два года спустя, в 732 г. до Р. Х. Тот, кого они умышляли посадить на иудейский престол, вместо Ахаза, пренебрежительно назван «сыном Тавеиловым», без указания собственного имени (толкование на 7:1−2).

Ис 7:7−9. Итак, намерение двух царей «возмутить» Иудею и овладеть ею (стих 6) не сбудется, возвестил через Исаию Господь. Обращает на себя внимание, что предпоследний царь Израиля — Факей пренебрежительно назван в стихах 4−5, 9, как и в 8:6, «сыном Ремалииным» (без указания собственного его имени; сравните с «сыном Тавеиловым» в стихе 6). Планы Сирин и Ефрема не осуществятся, Ибо… глава Дамаска — Рецин (стих 8) и глава Самарии — сын Ремалиин (стих 9). В этих фразах та мысль, что Сирию и Израиль возглавляют всего лишь люди, которым не по силам помешать осуществлению планов Божиих.

Пугающее пророчество прозвучало в этом месте из уст Исаии: чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом (стих 8). Напомним, что пророк предсказал это в 734 году до Р. Х., и, следовательно, гибель Израиля как государства отнес к 669 году. Он, очевидно, имел в виду не полное поражение, которое предстояло потерпеть Северному царству от ассирийцев (в 722 г. до Р. Х.), а переселение в Ассирию остатков израильского народа и заселение опустевшей территории царства жителями Месопотамии; это произошло при ассирийском царе Асардане (681−669 гг.до Р. Х.), сыне Сеннахирима (4Цар 17:24; Езд 4:2).

Последняя фраза в стихе 9 по-русски передана не вполне верно. Правильнее читать ее так: «если не будете в вере — не будете крепки (не устоите)»; здесь выражена самая суть библейской «философии веры», которая была и «философией» Исаии: для него она не означала только убежденности в существовании высших сил (в них «верил» и царь Ахаз), но в полном доверии Богу, Которому он безоглядно вверял всего себя.

Таким образом в окончании стих 9 пророк как бы предлагает Ахазу разделить его веру и принять оба его предсказания: в то, что через 65 лет (когда Ахаз своими глазами этого, по всей вероятности, не увидит) Северное царство перестанет существовать, и в то, что в его дни Израилю и Сирии не придется одолеть Иуду.

е. Ахаз не желает знамения (7:10−13)

Ис 7:10−13. И продолжал Господь говорить (устами Исаии); стих 10. Ахазу предложено было просить у Бога… знамения во утверждение его веры. Фразу или в глубине, или на высоте понимают как в том смысле, что знамение, которое будет послано ему, Ахаз мог просить из сфер подземных (шеола), либо из сфер небесных (скажем, немедленной грозы, града), так и в том, что означенная фраза — лишь речевой прием, подразумевающий: все, о чем бы ты ни попросил из существующего между преисподней и небом, будет тебе послано во удостоверение.

Но Ахаз отказался, испугавшись, что знамение действительно будет послано, и ему придется поверить Исаии, советов которого он принимать не хотел, как не хотел принимать всерьез его слов о том, что не только Израиль, но и Иудея погибнет, если народ ее не обратится к Господу. (Напомним, что сам Ахаз поклонялся, наряду с Иеговой, и языческим богам.) Он отказался от знамения под благовидным предлогом, что не хочет искушать Господа (во Второзаконии (6:16) под «искушением Господа» понимались требования евреями чудес и знамений по собственной инициативе, так что со стороны Ахаза это было всего лишь отговоркой).

Обращаясь к «дому Давидову» в стихе 13, пророк имел, вероятно, в виду, что упорство Ахаза в нежелании слушать его советы разделяли и члены его семьи. Во фразе мало для вас затруднять людей подразумевается: «Мало вам препятствовать деятельности пророков» (не давать им влиять на состояние дел в стране). Поступая так, члены царской семьи во главе с Ахазом пытаются затруднять и Бога, т. е. и Его «отстранять» от влияния на народ.

г. Господь даст вам знамение (7:14−25)

Ис 7:14−16. Итак, с которого начинается стих 14, буквально (в евр. тексте) звучит как «За это-то». То есть пророк извещает Ахаза, что знамение будет им послано Богом, вопреки их желанию, и потому. что они его отвергают. И знамением этим явится мальчик, рожденный Девой, которому нарекут имя Еммануил. Первые годы его жизни придутся на время народного бедствия (стих 15); комментарии относительно «молока и меда» в стихе 22. Но он еще будет младенцем, когда союз двух царей, да и сами они перестанут существовать (стих 16).

Словом Дева в стихе 14 передано еврейское алма: им называли физически зрелую, но не замужнюю женщину. В Ветхом Завете оно встречается еще в нескольких местах: в Быт 24:43; Исх 2:8; Пс 67:26; Притч 30:19; Песн 1:2. Имя Еммануил означает «С нами Бог».

Большинство исследователей Библии придерживается одной из трех точек зрения относительно «Девы» в Ис 7:14.

1) Cын, о котором написал Исаия, был зачат вскоре после произнесения им этого пророчества. Молодая женщина, дева, вышла замуж, после чего родила сына. Пророк возвестил, что прежде чем это дитя подрастет настолько, чтобы научиться отвергать худое и избирать доброе, сирийско-израильский союз распадется.

Согласно этому взгляду подразумеваемая женщина была девицей, когда Исаия произносил свое пророчество, но она не была ею, когда родился ее сын, ибо он родился как рождаются все дети, — в результате супружеских отношений между родителями. Часть богословов, которые держатся этой точки зрения, полагают, что Исаия говорил о сыне, имеющем родиться у него (сравните с 8:3−4).

Свое мнение они обосновывают тем, что 8:1−4 во многом в сущности перекликается с 7:14−17. И все-таки согласиться с таким пониманием нельзя по двум причинам: а) у жены Исаии уже был сын (Шеарясув; стих 3) и, следовательно, девой она не была, и б) имя второго сына, родившегося у Исаии, не было Еммануил (8:3).

Заметим, что сторонники «первого взгляда» исходили из того, что женщина, которую подразумевает Исаия, была известна Ахазу и, услышав о рождении у нее ребенка и о наречении ему имени Еммануил, царь должен был убедиться в правильности пророчества. В этой связи следует сказать, что грамматическая частица, стоящая перед алма, показывает, что пророк действительно говорил о какой-то определенной, всем известной женщине. Но это уже подводит нас к другой, исключительно мессианской, точке зрения на «Деву» и ее Сына.

2) Сторонники мессианского взгляда относят пророчество Исаии к Деве Марии, матери Иисуса Христа. Вторую фразу в стихе 14 они читают как «Дева, которая имеет (или будет иметь) Сына». Они утверждают, что Матфеем не случайно подчеркнуто то обстоятельство, что брак Иосифа и Марии не получил завершения до рождения Иисуса (Мф 1:18, 25): этим евангелист свидетельствовал об исполнении пророчества Исаии в рождении Христа.

Разделяющие мессианское виденье стиха 14 указывают и на то, что поскольку Исаия обращался не только к Ахазу, но ко всему «дому Давидову» (7:13), знамение тоже обещано было всему царскому дому и всему народу Иудеи. Но возникает вопрос: каким образом столь отдаленное по времени событие, как рождение Мессии, могло послужить знамением в дни Исаии и Ахаза?

Как можно было увязать его с грядущим тяжелым для Иудеи временем (стих 15) и с распадом коалиции двух царей? Да, пророчество Исаии было утешительным: ведь если в доме Давидовом родится Мессия, то это значит, что в настоящее время дом этот не погибнет. Однако, как было поверить этому пророчеству Ахазу и членам его семьи, которые истинной веры в Иегову и Его обетования, данные еще праотцу их Давиду, не имели? Но что касается Исаии, то для него предсказанное им событие, которое совершится в далеком будущем, как бы уже совершается. Об этом, в частности, свидетельствует слово се (вот): вот, оно происходит.

Пророчество Исаии было утешительным и потому, говорят сторонники мессианской точки зрения, что он предсказал высшее благодеяние Бога для людей — воплощение Сына Его, явление на землю Спасителя; тем более могли иудеи надеяться на меньшее Его благодеяние, каковым станет спасение их от сирийского и израильского царей.

Да и как, в самом деле, могли бы осуществиться их планы низвержения династии Давида, если из нее произойдет Мессия! Что касается чудесного рождения Его, то заметим, что из многих раввинских писаний следовало, что иудеи действительно ожидали его в то время. С этим, возможно, связано наличие упомянутой выше грамматической формы слова алма, указывавшей на то, что речь идет о некоей определенной деве.

Касательно промежутка времени, о котором речь в стихе 15. Не прежде двух-трех лет начинают дети различать между добром и злом. Следовательно, аргументируют представители «мессианского взгляда» два-три года должны были продлиться для Иудеи «тяжелые времена», и даже прежде этого времени (стих 16) предстояло отпасть угрозе ей со стороны царей Сирии и Израиля, которые «расположились в земле Ефремовой» (стих 2): очень скоро их в той земле не останется.

3) Согласно третьей точке зрения, сочетающей в себе две предыдущие, пророчество, как адресованное Ахазу в первую очередь, говорило о распаде коалиции двух царей. Алма подразумевает некую молодую женщину, которая была девой, когда пророчество произносилось. Но потом ей предстояло выйти замуж и родить сына, который в дни, когда союз Сирии и Израиля распадется, будет совсем еще маленьким.

Столетия спустя, однако, евангелист Матфей, по внушению Святого Духа, процитирует Ис 7:14 во свидетельство о рождении Сына Девой (этот мессианский подход разделяется сторонниками третьей точки зрения). Со времени евангелистов это пророчество Исаии рассматривается как первое из числа многих его пророчеств о Мессии. (таблицу «Мессианские пророчества в Книге Пророка Исаии».)

Итак, в контексте той исторической ситуации, в какой знамение было обещано, оно должно было иметь определенное значение, пророчеству предстояло сбыться. Напомним, что знамение включало не только факт рождения младенца и его особенное имя — Еммануил (означающее «Бог с нами», оно должно было убедить народ в том, что Бог не оставляет его), но ссылалось, как мы помним, на некий промежуток времени: прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля… которой страшится Ахаз, будет оставлена обоими царями. И вот как сложились действительные обстоятельства.

В 732 г. до Р. Х. (напомним, что пророчество было произнесено Исаией в 734 г. до Р. Х.) союз царей был разбит Тиглат-Палассаром Ш-ьим, разрушившим Дамаск и предавшим смерти царя Рецина. Тогда в Дамаск, чтобы встретиться с ассирийским монархом, прибыл Ахаз, царь иудейский (4Цар 16:7−10). Все увиденное в сирийской столице произвело на него сильное впечатление, а сооруженный там жертвенник так понравился Ахазу, что он сделал с него чертеж, чтобы точно такой же построить в Иерусалиме. Этим он не мог не прогневить Бога и Его пророка Исаию…

Поражение союза двух царей не принесло Иудее желанного покоя. Хотя от военного разгрома со стороны Ассирии Иудея была избавлена, ассирийцы обложили ее тяжелой данью. Именно последствия неугодной Богу политики Ахаза, того положения вассала, в которое он поставил себя по отношению к царю Ассирии, и было предсказано далее Исаией (7:17−25).

Мессианские пророчества в Книге Пророка Исаии:

1. Как слуга Божий Он будет призван еще до Своего рождения (49:1)

2. Он родится от Девы (7:14)

3. Отрок Божий, Он «произойдет от корня Иессеева» и будет таким образом членом дома Давидова (11:1, 10)

4. Он получит силу от Святого Духа (11:2; 42:1)

5. Он будет мягок, почти слаб (42:3)

6. Исполняя миссию Свою, Он будет послушен Богу (50:4−9)

7. Он добровольно примет страдание (50:6; 53:7−8)

8. Он будет отвергнут Израилем (49:7; 53:2−3)

9. Он возьмет на Себя грехи мира (53:4−6, 10−12)

10. Он одержит победу над смертью (53:10)

11. Он будет вознесен (52:13; 53:12)

12. Он придет, чтобы утешить Израиль и всех сетующих и совершить отмщение нечестивым (61:1−3)

13. Он придет, чтобы прославить Бога (49:3)

14. Он придет, чтобы возродить Израиль духовно, для Бога (49:5), и чтобы опять собрать его в землю, обещанную ему (49:8)

15. Он будет царствовать, воссев на троне Давидовом (9:7)

16. Он принесет Израилю свет радости (9:2)

17. Он станет Новым Заветом для Израиля (42:6; 49:8−9)

18. Он станет светом для язычников (42:6; 49:6)

19. Народы обратятся к Нему, и Он возродит их (11:10)

20. Язычники поклонятся Ему (49:7; 52:15)

21. Он станет управлять миром (9:6)

22. Он будет судить по правде и справедливости (11:3−5; 42:1, 4)

Ис 7:17−19. Хотя при Ахазе территорией Иудеи «ассириец» еще не завладеет, положение обобранной им земли, фактически лишившейся независимости, сравнивается с положением евреев в дни после отпадения Ефрема, т. е. 10 северных племен, от Иуды — двух южных; это произошло в 931 году до Р. Х. Итак, облегчение будет только временным, дал понять Исаия. Ибо Тиглат-Палассар, который «спасет» Иудею от угрозы со стороны Израиля и Сирии, на самом деле не столько поможет ей, сколько обременит и ввергнет в новые несчастья (2Пар 28:20−21).

Уже при сыне Ахаза — Езекии ассирийцы, под предводительством своего нового царя — Сеннахирима, вторглись в Иудею, и та обратилась за помощью к Египту (Ис 30:1−5); ассирийцы едва не овладели Иудеей, и тогда, в 701 г. до Р. Х., Господь чудесно избавил от них Иерусалим (главы 36−37). Во всем, что происходило с Иудой в период, «охваченный» пророчеством Исаии (в границах ее, так сказать, непосредственного будущего), была рука Божия.

Это Бог даст знак египтянам, многочисленным, как мухи (которые бессчетно размножались после разлива Нила, реки Египетской), и таким же, как мухи, назойливым, добиваться овладения Палестиной; это Он попустит злым, как пчелы, ассирийским воинам (кстати, в Ассирии пчел было на редкость много), всячески досаждать Иудее.

Ис 7:20−25. Ахаз по ту сторону реки «нанял себе бритву» («нанял — на свое несчастье царя Ассирийского»), говорит Исаия, которой Господь… обреет ему голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду. Все это знаки крайнего унижения или скорби (сравните Иов 1:20; Ис 15:2; Иер 47:5; 48:37; Иез 7:18; Ам 8:10: Мих 1:16), которым будет подвергнут Иуда (стих 20).

В связи со стихами 21−22 необходимо вернуться и к стиху 15. Прежде всего изобилие молока и меда здесь признак не процветания, но бедствия. Из-за постоянных вражеских набегов поля Иудеи останутся незасеянными, зато на них, заросших травой и полевыми цветами, много корма окажется для скота (отсюда обилие молока и масла). Хлеба же у крестьян не будет! Им останется питаться только молоком, маслом и медом, которого тоже будет очень много из-за обилия цветов на заброшенных полях. В стихе 15 речь идет о кислом молоке и меде, однако, не только в контексте тяжелого времени, но и как об обычной детской пище.

Виноградники зарастут колючим кустарником и терновником, в которых заведутся дикие звери, так что ходить туда станут со стрелами и луками.

Тот день здесь относится к очередному, протяженному во времени, суду над Иудеей. Очевидно, пророк предвидел и то опустошение, которое станет уделом ее после увода в Вавилон основной массы ее жителей. Он даже мог назвать «царем Ассирийским» вавилонского царя Навуходоносора, при котором это произойдет, — и в обобщенном значении и в том смысле, что Навуходоносор покорит к тому времени и ассирийцев.

Как известно, выражение «тот день» употребляется на страницах Библии и в эсхатологическом смысле, т. е. по отношению к судам Божиим в дни великой скорби, перед пришествием Мессии. Но здесь оно эсхатологического смысла не имеет.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 7 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.