В. Об осуществлении «восстановления» и завершении его (главы 58−66)

В этом последнем разделе из девяти глав Исаия сквозь настоящее провидит будущее. В настоящем у большей части народа скрывается за внешней праведностью глубокая его развращенность (глава 58). «Восстановить» такой народ в силах лишь Бог, это и произойдет по Его инициативе (глава 59). В конечном счете мир и процветание придут к Израилю и ко всему миру (глава 60). Исаия напишет о Боге Отце и о помазании Им грядущего Мессии (61:1 — 63:6), о молитве, с которой народ обратится к Господу и об ответе Господа на эту молитву (63:7 — 65:25). В заключение пророк снова напишет о том, что Бог исполнит Свои обещания, данные как Израилю, так и миру в целом (глава 66).

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОВЕРШИТСЯ ПО БОЖИЕЙ ИНИЦИАТИВЕ (главы 58−60)

а. Обличение Израиля, призыв к послушанию (глава 58)

1) Напоминание народу о вине его.

Ис 58:1- За. Заметим, что «настоящее», которое созерцает здесь Исаия, скорее является близким к нему будущим, а именно послепленным периодом, который будет отмечен сильной приверженностью к букве закона Моисеева. Духовное состояние иудеев в то время будет весьма схоже с состоянием тех их потомков, о которых столетия спустя с горечью скажет Господь Иисус Христос, что «сердце их далеко от Него» (Мф 15:8).

Глава начинается как бы с призыва к невидимым глашатаям громко возвещать народу Божию о его беззакониях и грехах. Ибо все его «поиски» Бога, все его стремления познавать пути Его и законы — лишь кажущиеся. Не там они ищут Его, а вся их праведность — это как бы праведность. Скрупулезно соблюдая обряды (ссылка на пост), они недоумевают, почему Бог «не видит», как они «смиряют» души свои. Глубокий духовный смысл поста был, между тем (и остается), в достижении верующим внутреннего смирения своего «я», но иудеи полагали, будто смирение достигается механически — самим фактом соблюдения поста как обряда, установленного законом.

2) Говорит Господь (58:3б−14). Устами Исаии Господь опровергает заблуждения иудеев.

Ис 58:3б−5. Он говорит, что, постясь, они продолжают исполнять свою злую волю, эксплуатируя труд людей, зависящих от них, и при этом жестоко обращаясь с ними; постясь, они не прекращают ссор между собой и распрей. Все это противоречит воле Его (сравните с Втор 24:14−15; Иак 5:1−6). Как бы послушание их свидетельствует таким образом лишь об их лицемерии, потому и голос молитв их в процессе поста не может быть услышан на высоте. Ибо Богу нужно, чтобы пост был для иудеев тем временем, когда они сгибали бы гордые головы свои и непритворно смиряли бы свои души (стих 5).

Ис 58:6−7. Напомним, что в Ветхом Завете предписывалось соблюдение лишь одного поста в год — в День искупления (Лев 16:29, 31). Дополнительные дни постов были введены после падения Иерусалима, во время пребывания иудеев в Вавилоне (Зах 7:3, 5; 8:19). Но изначально пост который… избрал Господь, направлен был на нравственное совершенствование человека, на пробуждение в нем того истинного смирения, которое являет себя в соблюдении правосудия, в сострадании к беспомощным и нуждающимся, словом, в делах любви и милосердия.

Ис 58:8−12. Соблюдение поста так, как это угодно Богу, символизирует тут повседневное следование праведными путями угодными Ему, т. е. богопочитание истинное в Его глазах. Только оно награждается свыше (Втор 28:1−14). Весь образный строй этих стихов направлен на раскрытие именно этой мысли. Свет в стихе 8 символизирует благословение; исцеление (там же) подразумевается духовное. Правда (в значении «оправдания») твоя пойдет пред тобою; другими словами, вы «узрите пред собою» то оправдание свыше, которое тщетно ищете теперь.

И будете прославлены Господом (слава Господня будет сопровождать тебя). Тогда-то молитвы ваши не останутся без ответа (стих 9). Но прежде вам надо удалить из среды своей ярмо (подразумевается, что имеющим власть и богатство следует прекратить угнетать и грабить своих же бедных соплеменников, беспомощных перед ними). Поднимать перст — жест высокомерия.

Сад… напоенный водою, и источник, у которого вода… не иссякает (стих 11) — распространенные в Библии образы благодати Божией. Следствием этой благодати явится, в частности, и то, что потомки израильтян застроят пустыни вековые. Это может быть понято и буквально и как иносказание — в контексте последней фразы стих 12: и будут называть тебя… возобновителем путей для населения. Дело в том, что образ иссохшей пустыни нередко символизирует у Исаии Мир язычества (к примеру, 35:1). При Сравнении со сказанным пророком в 55:1 и 5 не возникает ли здесь по ассоциации мысль о том, что Израиль станет для язычников источником истинного богопознания!

Ис 58:13−14. Соблюдение субботы служило иудеям как бы барометром для измерения их верности Моисееву закону. Однако духовный смысл ее, как и духовный смысл поста, ускользал от них. Строго следуя запрещению трудиться в этот день, они, судя по словам Исаии, «не удерживались» от исполнения по субботам своих прихотей, занимались пустословием (т. е., по всей видимости, сплетнями, «перемыванием косточек» ближним).

Святость субботы, которая должна была выражаться в особом в этот день настрое души, в приближении к Богу (и к ближним!) сердцем, ими таким образом нарушалась. Между тем, только такое соблюдение субботы могло бы дать иудеям радость в Господе и как бы «вознести их на высоты земли», и дать им вкусить от духовного наследия Иакова. Впрочем, стих 14 может подразумевать и материальное, социально-политическое благословение Израиля, верного Богу.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 58 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.