10. ОБ ИЕРУСАЛИМЕ (глава 22)

Главы 13−23 содержат в себе не только перечисление судов над различными народами, но и «реакцию» этих народов на ассирийскую угрозу в дни Исаии. В главе 22 явно слышится и «отголосок» борьбы пророка и его сторонников против сильной партии «князей иудейских», подбивавшей царя Езекию на неугодный Богу мятеж Иудеи (в союзе с Египтом и другими странами) против Ассирии. Упомянутые князья «уповали» на собственные силы, пророк — на Иегову, Его мудрую помощь и милость. Отвергнув советы Исаии, иудеи тоже станут объектом суда Божиего, предупреждал он.

а. Суд над Иерусалимом грядет (22:1−14)

Вторжения ассирийцев на территорию Иудеи совершались неоднократно. Здесь, по всей вероятности, речь идет о вторжении Сеннахирима, осадившего Иерусалим в 701 г. до Р. Х. (главы 36−37). Оно было «инспирировано» Богом с целью побудить Иуду раскаяться в грешных своих путях и обратиться за помощью к Нему. К несчастью, реакция народа на угрожавшую ему опасность оказалась совсем иной: иудеи стали лихорадочно организовывать оборону своей столицы (стихи 8−11), те же из них, которые на спасение даже не надеялись, проводили время, «оставшееся им», в пиршественных оргиях (22:2).

Ис 22:1−5. Откровение от Бога, или видение, которое теперь излагает в своем пророчестве, Исаия получил в Иерусалиме. Часто иудейская столица отождествлялась с понятием горы Сион, но здесь она названа долиной (напомним, что Иерусалим лежал как бы в котловине, в окружении гор; Пс 124:2). Очевидно, с плоской кровли домов иерусалимляне могли уже видеть, как движутся к городу ассирийские войска (стих 1).

Можно предположить, что не одни иерусалимляне находились на кровлях, но и «беженцы» из городов и сел, уже захваченных Сеннахиримом (в одной из ассирийских клинописей сказано, что в тот свой поход на Иудею Сеннахирим захватил 46 городов ее). Переполнив город, они «шумели и волновались». Ликующий в стихе 2 правильнее читать как «полный безумного вопля» (т. е. речь идет о панике, охватившей город).

Вторую фразу в стихе 2 следует, по всей вероятности, понимать в том смысле, что вожди иудеев и воины его (найденные у тебя в стихе 3 правильнее читать как «воины твои») не падут, убитые мечем в сражении, но побегут с поля битвы, однако, будут схвачены ассирийцами (такое понимание следует из совместного прочтения стихов 2 и 3). Связаны стрелками; при более точном переводе фраза звучит как «связаны без помощи лука» — подразумевается, очевидно, что ассирийцам даже не придется поражать бегущих из лука: объятых ужасом и паникой, они будут хватать и связывать их.

Пророк станет плакать горько о разорении… народа своего (стих 4); «дочь» в стихе 4 может означать как Иерусалим, так и иудейский народ в целом.

Исаия видит осажденный город: настроение жителей его в день суда Божия передано в первой фразе стих 5. Вторая фраза в стихе 5, возможно, означает, что защитники города ломали местами старую стену, чтобы возвести более надежные укрепления; работавшие у подножия горы так при этом шумели и кричали, что крик их достигал вершины горы, где высился храм (по-видимому, правильнее читать не на горы, а восходит на гору).

Ис 22:6−8. Елам (столичный город — Сузы) находился восточнее Ассирии и был у нее в подчинении; Кир — одна из ассирийских провинций (2Цар 16:9; Ам 1:5; 9:7). Очевидно, войны Елама и Кира находились в составе ассирийской армии, наступавшей на Иудею; упоминание тут только этих двух имен, возможно, является литературным приемом, подразумевающим, что на стороне ассирийцев воевали все подвластные им народы: это их люди на колесницах и всадники приближались к Иерусалиму. Фраза обнажает щит в стихе 6 означает, что щиты вынимались воинами из чехлов, в которых они хранились в мирное время.

Исаия видит, как враги уничтожают защитные сооружения вокруг Иерусалима (снимают покров с Иудеи), во второй фразе стих 8 он с горечью упрекает сограждан в том, что в такой день они, вместо того, чтобы в покаянии обратиться к Иегове, все еще полагаются на собственную силу и запасы оружия в доме кедровом (в арсенале, сооруженном царем Соломоном при дворце; 3Цар 7:2 и 10:17, 21).

Ис 22:9−11. Ввиду приближения вражеской армии, царь Езекия предпринял несколько мер по защите города, которые перечисляет Исаия. Сказанное в этих стихах перекликается с упоминанием о тех же событиях в книгах Паралипоменон и Царств. По приказу Езекии были а) починены проломы в стене города Давидова (грионской крепости, сооруженной Давидом на южном склоне Сиона, — 2Цар 5:7, 9); сравните Ис 22:9 с 2Пар 32:5; б) питьевая вода была собрана в нижнем пруде (сравните с 2Пар 32:3−4); в) некоторые домы намечены были к разрушению (стих 10) — в интересах укрепления в ряде мест городской стены с использованием «добытого» таким образом строительного материала.

Трудно представить теперь систему водных резервуаров, о которых говорится в стихе 9 и 11. По-видимому, «нижний пруд» в стихе 9 и то, что пророк называет «хранилищем для вод старого пруда» в стихе 11, — одно и то же. Возможно, воды из верхнего, Силоамского, пруда (Ис 7:3) стекали в так называемый пруд Езекии, лежавший между второй и третьей городскими стенами.

Езекия соединил его с находившимся за пределами города источником Геон (2Пар 32:30) посредством ставшего теперь известным благодаря археологическим раскопкам подземного туннеля протяженностью около 60 метров, который был пробит в скальной породе. Это было замечательное инженерное сооружение! Но послужить средством избавления народу, отказавшемуся смотреть на Того, от Которого зависит все происходящее на земле (окончание стиха 11), он все-таки не мог!

Ис 22:12−14. Господь… призывает вас… плакать и сетовать (знаки скорби перечислены в стихе 12) — потому, что, как открыл Он в уши Исаии, нечестие неверия не будет прощено иудеям: они умрут! (стих 14) О степени их отпадения от Господа свидетельствует их «пир во время чумы» (стих 13); они настолько разуверились в Иегове, что, не полагаясь на Него, готовы были объедаться и упиваться в ожидании смерти, которая последует завтра.

б. Осуждение Севны (22:15−25)

Ис 22:15−19. Севна был царедворцем, наиболее приближенным к Езекии, начальником его дворца, или, как говорили позднее, «министром двора». Его влияние на царя постоянно возрастало и «пропорционально» этому ослабевало воздействие Исаии на положение дел и политическую ситуацию в стране. Хотя сторонники пророка были и среди иерусалимской знати; их возглавлял Елиаким бен Хелкия (стих 20). Севна и «князья Иуды» толкали страну к войне с Ассирией, Исаия и его сторонники всеми силами стремились (во исполнение воли Иеговы) предотвратить эту войну…

Желая «увековечить» свое имя, Севна приказал высечь себе гробницу (стихи 15−16) в скалах (западнее Иерусалима), может быть, поблизости от царских гробниц. Ему, как, вероятно, неиудею (судя по звучанию его имени, он им не был), это не подобало. (Кстати, археологами, возможно, обнаружена его гробница: имени на ней не сохранилось, но сохранился титул, соответствовавший титулу Севны до 701 года; в 701 году, когда совершилось предсказанное Исаией нашествие Сеинахирима на Иерусалим, место Севны уже занимал Елиаким.)

Стихи 17−18 при более точном переводе с еврейского читаются так: Вот, Господь швырнет тебя, о, сильный человек, без жалости… сожмет… скрутит тебя, как мяч (а не «меч»). Полагают, что в стихе 18 Исаия предсказывает пленение Севны («землей обширной», где ему предстояло умереть, по-видимому, названа Месопотамия). Положение пленного, даже сохраняющего свое богатство (великолепные колесницы), позорно, оно — поношение не только для недавно еще всесильного сановника, но и для господина его, царя. Впрочем, как сложилась судьба Севны после 701 года, нигде в Библии не упоминается.

Ис 22:20−25. В стихах 20−24 Исаия говорит о возвышении раба Божиего, то есть (в отличие от Севны) человека благочестивого, Елиакима, который станет министром двора; одежда и пояс, которые сняты будут с Севны и переданы Елиакиму, — символы власти. То же и ключ дома Давидова, точнее, ключи: они символизировали право сановника допускать к царю просителей; этот образ в стихе 22 явно перекликается с таковыми в Мф 16:19 и в Откр 3:7.

Если Севна будет как бы «вырван» из упрочившегося своего положения и «отброшен в сторону» (стихи 17−18), то Елиаким, напротив, будет «укреплен», как гвоздь в твердом месте (стих 23). Он сделается славой для дома отца своего (стихи 23−24). Однако и этот «гвоздь» в конечном счете (в тот день) пошатнется… и будет выбит, и упадет. Здесь, по всей вероятности, Исаия предсказывает, ссылаясь на то, что так Господь говорит, конец Иудейского царства (вавилонское пленение).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 22 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.