Евреям 10 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
 
В Законе только тень будущих благ, а не они сами в своем подлинном виде.1 Потому-то хоть и приносятся постоянно, из года в год, все предписанные Законом жертвы, он всё равно не может привести к совершенству тех, кто приходит на поклонение к Богу.

Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
 
Ведь если бы было иначе, разве не перестали бы вообще приносить жертвы? Те, кто по Закону совершает служение, перестали бы чувствовать себя грешными, случись им очиститься раз и навсегда2 через свое жертвоприношение.

Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
 
Но этого нет. Потому по-прежнему напоминают жертвоприношения из года в год всё о тех же грехах:

ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
 
кровь быков и козлов не может устранить грехи.

Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
 
Вот почему, в мир входя, Христос говорит Отцу: «Жертву и приношение не восхотел Ты принять, Ты вместо того уготовил Мне тело.

Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
 
Ни всесожжения, ни жертвы за грех не угодны были Тебе;

Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже».
 
и тогда Я сказал: „Вот, Я иду, как написано обо Мне в книжном свитке, чтоб исполнить, Боже, волю Твою“».3

Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил»,
 
Заметим, что сказав прежде: «Жертв и приношений, всесожжений и жертв за грех, хотя бы и по Закону приносимых, не восхотел Ты принять и неугодны они были Тебе»,

потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
 
Христос затем добавил: «Вот, Я иду, чтобы исполнить волю Твою». Стало быть, отменяет Он первое, жертвоприношения, чтобы установить второе, послушание Богу.

По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
 
В согласии с этим и освящены мы через страдания Иисуса Христа во плоти,4 через эту жертву, принесенную однажды и навсегда.

И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
 
Изо дня в день совершают все земные священники положенную службу, вновь и вновь приносят они обычные жертвы, которые никак не могут удалить грех.

Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
 
А Он, наш Первосвященник, принеся единственную жертву за грехи, навсегда воссел по правую руку Божию

ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
 
и ждет, когда враги Его будут повержены и окажутся у ног Его.

Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
 
Всего одним приношением обратил Он освящаемых к вечному совершенству.5

О сём свидетельствует нам и Дух Святой; ибо сказано:
 
О том говорит нам и Дух Святой. Сказав сначала:

«Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
 
«Вот какой завет,говорит Господь,соединит Меня с ними после дней тех: в сердца их вложу законы Мои и в мысли их впишу»,

и грехов их и беззаконий их не воспомяну более».
 
Он продолжает: «Грехи же их и беззакония их не вспомню более».6

А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
 
Но где грехи прощены, там не приносятся и жертвы за них.

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым,
 
Кровь Иисуса сделала так, братья, что теперь мы можем смело и уверенно входить в небесный Храм.7

который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
 
Христос открыл нам новый, живой путь сквозь завесу, через Свое собственное тело.

и имея великого Священника над домом Божиим,
 
И раз такой великий у нас Священник, над всем Божиим домом поставленный,

да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
 
пойдем теперь к Богу с твердой верой, с сердцем искренним, освобожденным от грехов оскверненной совести,8 и с омытым, образно говоря, чистою водою телом.

будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
 
В надежде, которую исповедуем, будем неколебимы, ибо верен Обещавший,

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
 
будем внимательны друг ко другу, поощряя один другого к любви и добрым делам.

Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
 
Не станем же оставлять собраний наших, как это у некоторых в привычку вошло, ведь мы должны ободрять друг друга. Тем больше нуждаемся мы в этом, чем ближе становится, как и сами видите вы, День Господень.

Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи,
 
Если же и после того, как познали истину, упорствуем мы во грехе,9 не может уже быть для нас больше никакой жертвы за грех,

но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
 
а только страшное ожидание суда остается и ярость огня, готового пожрать всех противящихся Богу.

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смертью,
 
Всякий, кто, по показаниям двух или трех свидетелей, отвергал Закон Моисея, должен был умереть, не было ему никакой пощады.10

то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет?
 
Насколько же, подумайте, более сурового наказания заслуживает тот, кто Сына Божия отвергает с презрением,11 ставит ни во что кровь завета, которою освящен, и Духа благодати хулит?!

Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И ещё: «Господь будет судить народ Свой».
 
Мы же знаем Сказавшего: «Отмщение — это Мое. Я воздам».12 И еще: «Господь будет судить народ Свой».13

Страшно впасть в руки Бога живого!
 
Страшна будет участь того, на кого падет гнев Бога Живого.14

Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
 
Вспомните, как в былые дни, когда воссиял над вами свет истины, переносили вы многие страдания и тяжелую борьбу.

то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
 
Порою вас самих выставляли на публичное поношение и подвергали мучениям, нередко же с другими вы разделяли то, что выпадало на их долю,

ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
 
вы узникам15 сострадали. А на разграбление имущества вашего отвечали радостью, потому что знали, что есть у вас на небесах нечто лучшее, а главное — нетленное.

Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
 
Оставайтесь же до конца бесстрашными — великим будет воздаяние за это.

Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
 
Терпение — вот что вам нужно, дабы, исполнив волю Божию, получить обещанное.

ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит.
 
И ведь «совсем, совсем недолго осталось ждать — придет Грядущий, не станет Он медлить!

Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
 
Слуга Мой праведный верой жив будет, а кто отступит, не будет угоден душе Моей».16

Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
 
Но мы не из тех, кто отступает, ввергая себя в погибель; нет, мы твердо держимся веры ко спасению жизни17 своей.

Примечания:

 
Синодальный перевод
12 одесную — по правую руку, справа.
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: не сам вид вещей.
2  [2] — Букв.: потому что совершающие это служение, будучи раз навсегда очищены, не имели бы уже никакого сознания грехов.
7  [3] — Пс 40 (39):7−9; то же в ст. 8 и 9.
10  [4] — Букв.: освящены принесением тела Иисуса Христа.
14  [5] — Букв.: …приношением сделал навсегда совершенными.
17  [6] — Иер 31:33,34.
19  [7] — Букв.: итак, братья, имеем смелость/открытость входить во Святилище кровью Иисуса.
22  [8] — Букв.: с сердцами окропленными (и через то очищенными) от порочной совести.
26  [9] — Букв.: произвольно/добровольно/сознательно грешим.
28  [10] — Букв.: без милосердия подвергался смерти.
29  [11] — Букв.: попирает.
30  [12] — В некот. рукописях: «Я воздам», — говорит Господь.
30  [13] — Втор 32:35,36; Пс 135 (134):14.
31  [14] — Букв.: страшно попасть в руки Бога Живого.
34  [15] — В некот. рукописях: узам моим.
38  [16] — Ис 26:20 (LXX); Авв 2:3,4 (LXX).
39  [17] — Или: души.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.